От технологии к технософии. Прогресс между верой и разочарованием

Идея прогресса, как действенного фактора общественного развития возникла в ХУП в., одновременно со становлением идеологии индустриальной цивилизации, подготовкой промышленной революции. Утверждению ее в таком статусе предшествовал феномен гуманистических утопий.

Термин "утопия" означает буквально "место, которого нет". Первым это название избрал для своей небольшой книжки гуманист, католический священник Томас Мор (1478-1535). В течение ХYI столетия "Утопия" она была самым читаемым произведением в Европе и особенно в Англии, влоть до появления пьес Шекспира. В этой книге изображено общество, в котором все всегда поступают наиболее разумно и лидеры которого, что особенно подчеркивается, обладают всеми научными знаниями своего времени и руководствуются ими. С.Яки отмечает, что Церковь неизменно отрицала возможность достижения любой утопии на земле, т.е. в царстве Кесаря.

Для возникновения идеи прогресса необходимой предпосылкой было коренное изменение понятия времени - переход от циклического времени традиционных аграрных цивилизаций к "стреле времени" христианского общества. Смерть и воскресение Христа вдохновили понимание исторических фактов как неповторимых событий, связанных одной нитью.

Великие географические открытия конца ХY-начала ХYI вв. ошеломляющим образом изменили и расширили пространство, в котором обитает человечество. Картина мира человека Нового времени складывалась под влиянием этих географических открытий, освоения просторов и ресурсов американского континента, колонизации земель с неисчерпаемыми ресурсами.

Ощущение безграничности прогресса возможно в такой картине мира, в которой человек как бы выведен за пределы природы или не чувствует их, противостоит ей, использует ее потенциал и ресурсы, оставаясь независимым от нее. Целью становится совершенствование изначальной данности, в то время как в традиционных обществах целью было сохранения макро- и микрокосмоса в неизмененном виде. Идея пользования природой в интерпретации, по которой Бог предназначил человеку владычествовать над всей землей и всем живым не земле, установка на господство над природой была созвучна догматам личной избранности протестантизма. Она проявилась в характере, методологии познавательной деятельности, в утверждении опытной науки, в расширении сферы технического освоения природы. В конечном итоге рождается прагматическое отношение к природе как к объекту рационального технического использования. Благосостояние государства и личное богатство были поставлены в связь с эффективностью использования потенций природы.

Как идея прогресса связана с развитием производства, техники? Как получилось, что общий прогресс человечества к концу Х1Х в. был поставлен в общественном сознании в прямую зависимость от прогресса внутри науки и техники? Чтобы понять это, обратимся к некоторым аспектам истории Соединенных штатов Америки. Но вначале сделаем ряд отступлений.

Экспериментальная наука Нового времени, как это общепризнано, уже содержит в себе технический, измерительный, лабораторный аспекты, потенциально несет возможности практического использования открытий и знаний. Вопрос о том, каким образом эти возможности реализуются, как "устроены" знания и каковы исследовательские процедуры в экспериментальной науке, позволяющие "сопрягать" теорию и эмпирию, познание и практику - вопросы теории познания, методологии науки. Вопрос истории науки - проследить внутреннюю преемственность в развитии научных знаний, причины изменения "парадигмы" исследований.

Главное в научных достижениях Нового времени – создание экспериментального метода, равно преобразившего как науку, так и инженерию, и связанного по происхождению и с теоретической и с практической деятельностью. Новая наука и новая инженерия взаимосвязаны, как близнецы.

Рассмотрим вненаучные факторы, которые сделали возможным возникновение культуры с самодовлеющей наукой и техникой, техногенной культуры, в которой наука воспринимается как единственное фундаментальное знание, представляющее ориентиры для всех человеческих начинаний.

Благодаря своему географическому положению Западная Европа представляет пространство - перепутье. Это всегда способствовало динамическому взаимодействию этносов, религиозных конфессий, вследствие миграций групп населения. В Средние века объединяла и связывала их в некоторую общность прежде всего церковная власть Папы. Гражданские войны Реформации - "война всех против всех", по выражению Т.Гоббса (1588-1679) - английского философа, современника этих событий. И это не преувеличение. В Германии от голода и террора погибло около двух третей населения. В Богемии, где началась Реформация, к ее концу из 2,5 млн. человек в живых осталось 700 тыс. Во Франции и Нидерландах жертв было меньше.

Произошло массовое переселение людей в соответствии с положениями Аугсбургского религиозного мира, заключенного в 1555 г. между протестантскими князьями и императором Карлом У. Этот мир устанавливал полную автономию князей в вопросах вероисповедания и их право определять религию подданных по принципу "чья страна, того и вера". При этом предусматривалось право нонконформистов на переселение.

"Разборки" между католицизмом и протестантизмом, размежевания продолжались более ста лет. В результате религиозных гонений в Северную Америку из Англии переселились в 1620-1630 гг. годах пуритане и основали там ряд колоний. Историческая роль пуританизма в том, что он явился идеологической основой английской революции 1640-х годов, свергнувшей английскую монархию (Реставрация династии Стюартов произошла в 1660 г.) Религиозно-этическими ценностями пуританского образа жизни являются доктрина призвания, культ трудолюбия и личного успеха, упорство и стоическое отношение к жизненным неудачам.

Представляется далеко не случайным, что промышленная революция произошла в Англии - на родине пуританизма, а идея научно-технического прогресса стала чуть ли не символом веры в американской культуре конца Х1Х-начала ХХ вв.

Так, американский ученый и общественный деятель Генри Адамс под впечатлением от посещения Парижской электротехнической выставки в 1900 г. писал позднее, в 1918 г., что динамо-машина в общественном сознании заменила крест как первичную силу цивилизации. Произошел громадный сдвиг веры, как он свидетельствует, от великих принципов христианства к принципам науки и пользы. Первые провозглашали, отстаивали любовь, вторые - власть и силу. Для Адамса контраст между этими двумя "царствами силы" красноречиво свидетельствует о том, что было потеряно из-за индустриализации.

В конце Х1Х в. вера в прогресс приобрела характер религиозного убеждения, не подвергалась сомнению благодетельность научного и технического прогресса. Причем предполагалось, что наука обеспечивает безграничный прогресс человечества во всех сферах жизни. Эта вера представлялась оправданной ввиду каждодневных чудес науки и техники, общего повышения уровня жизни.

Поглощенность материальными вещами в ущерб духовным, к чему имеет склонность человек по своей природе, в значительной степени усиливается соблазнами чудес науки и техники, возрастает по типу "цепной реакции". Стремление к потреблению выходит из-под контроля и превращается в процесс, имеющий разрушительный моральный аспект и реально проявляющиеся катастрофические последствия.

Как пишет известный современный ученый и богослов Стэнли Яки, становится все более очевидным, что для того, чтобы справится с экологической проблемой и другими глобальными проблемами, необходима нравственная сила и эта сила "не может исходить от науки, которая сама была и остается орудием в порождении этих проблем". По крайней мере, утверждение, что именно наука в состоянии спасти человечество, стало куда менее популярным, чем 30 лет назад, не говоря уже о ХIХ в.

Можно сказать, что человечество сотворило-таки себе кумира - технология стала осознаваться как фундаментальный базис цивилизации. Гуманистические и моральные мотивы и цели, которые инициировали идею прогресса, отошли на задний план. Исходный паритет между моральным и материальным прогрессом нарушился. Как пишет современный американский историк техники М.Смит, неограниченная тяга к технологическим нововведениям и подавление традиции выгодой, прибылью в неудержимом стремлении рационализировать все аспекты жизни в индустриальном обществе стали реальностью.

    Дополнительные материалы

    Оптика Гамильтона — Якоби
    Когда в 1830 г. ирландец Уильям Роуан Гамильтон (1805—1865) начал заниматься оптикой, волновая теория света еще не была общепринятой. Пуассон был еще последователем корпускулярной теории. Био, самый консервативный из великих физиков XIX ве ...

    Первый отечественный физик – продолжатель трудов Максвелла и Герца
    П. Н. Лебедев наряду с М. В. Ломоносовым одна из замечательных фигур истории русской физики. Академик С. И. Вавилов, президент АН СССР в 1945 – 1951 гг. Петр Николаевич Лебедев – «…великий русский физик, внесший после смерти Г. ...

    Измерение угла опережения зажигания
    Одним из распространенных методов проверки системы зажигания, в частности угла опережения зажигания, является стробоскопический, при котором импульс высокого напряжения на свече первого цилиндра поджигает стробоскопическую лампу, дающую в ...

    Разделы

    Электромагнитный импульс как оружие

    История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

    Лабораторные стенды в учебном процессе

    Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

    Аспекты технического знания

    Технический объект и предмет технических наук.

    Сварка металлов плавлением

    Классификация электрической дуговой сварки.

    Распределение примесей в кремнии

    Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



    Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru