Информация – гениальное изобретение живой природы

Информация, точно так же, как и материя, и энергия, входит в круг трёх самых основополагающих, ключевых и таинственных сущностей нашего мира. Удивительно, – но на этом понятии держится не только весь багаж мировых знаний, но и любая область человеческой деятельности. С понятием “Информация” напрямую связаны не только феномены жизни, но и все сложные технические, биологические и общественные уровни её организации. И хотя вопрос о том, что же стоит за словом “Информация”, обсуждается уже давно, но и сегодня наука не может нам дать четких и удовлетворительных ответов: как она возникла, по каким законам существует и развивается, да и вообще, что же это такое – “Информация”? К сожалению, суть и значение этого слова трудно объяснить одной формулировкой. Между тем, этот термин уверенно вошел в нашу жизнь и широко применяется в науке, технике и на бытовом уровне. Поэтому “Информация” имеет огромнейшее значение для живой природы, человека и общества в целом. Сейчас мы всё ближе подходим к пониманию высказывания Норберта Винера о том, что: “Информация – есть информация, а не материя и не энергия”. В данной статье автор предлагает вашему вниманию свою концепцию зарождения, развития и понимания “Информации” как виртуальной сущности нашего мира.

1. Общие сведения. Предлагаемая Вашему вниманию статья, с которой Вы сейчас ознакомитесь, примечательна тем, что заставляет нас заново продумать и переосмыслить многочисленные тайны и загадки такого удивительного явления, как “Информация” и вынуждает под новым углом взглянуть на все её известные и малоизвестные стороны. Эта статья открыта для собственных ответов, вопросов и размышлений, благодаря чему она должна помочь не только задуматься над своим отношением к “информации”, но и увидеть, как бы со стороны, свои очевидные или неочевидные заблуждения. Здесь большей частью представлена авторская версия видения и понимания “информации”. По этой простой причине я не считаю, что в статье содержится “истина в последней инстанции”. Некоторые затронутые вопросы могут оказаться весьма неожиданными или даже спорными. Однако главное, к чему стремился автор, так это, по возможности, не только инициировать, но и активизировать интерес подготовленных специалистов или просто мыслящих энтузиастов-любителей науки к двум великим и таинственным явлениям нашей природы – Информации и Жизни. “Информация”, в том виде, в каком мы её сейчас понимаем и воспринимаем, появилась, очевидно, так же давно, как и сама жизнь. Однако вопрос о том, что же стоит за этим понятием, начал обсуждаться совсем недавно, с середины 20 века. И это очень странно, так как человек пользуется информацией уже десятки тысяч лет. А наследственная информация, вообще, существует и передается из поколения в поколение более 3,5 миллиардов лет. Примечательно и то, что время от времени загадка информации заставляет нас задумываться и размышлять не только о сущности её и природе, но даже заново переоценивать и менять к ней своё отношение. Информация и жизнь, настолько неординарные и настолько “кровно” связанные друг с другом явления, что современная наука всё время находится в поисках смысла и сущности этих двух удивительных феноменов нашей планеты.

Между тем, так уж случилось, что с течением времени подход к “информации” разделился на два различных направления её понимания, а именно: на бытовой уровень её восприятия и на научный подход к её проблемам. На этот факт следует обратить внимание, так как непонимание сущности информации часто является причиной познавательных иллюзий и неразрешимых коллизий. На бытовом уровне “информация” у нас воспринимается в широком смысле этого слова и обычно ассоциируется со смыслом или значимостью сообщения. С этой точки зрения, если информация не несёт ничего нового, то она уже не имеет для нас никакого значения. Кроме того, мы мыслим всегда на своём языке, поэтому информация, представленная другим языком, хотя и существует, но тоже, как правило, не несёт для нас никакого смысла. Как раньше говорили, – она является для нас “китайской грамотой”. В связи с этим, смысл и значимость получаемой нами бытовой информации являются понятиями субъективными, имеющими для каждого из нас своё индивидуальное значение. В этом случае “информация” не имеет четко обозначенных границ и не может служить критерием истинности или ценности тех или иных сообщений. Очевидно, что и понимание, и восприятие её будет оцениваться лишь уровнем нашей компетентности. С научной точки зрения, информация имеет всеобщий и универсальный характер, поэтому она классифицируется по различным категориям существования, видам и формам представления; по назначению и сферам применения; по своим техническим или биологическим характеристикам; по видам материально-энергетических субстратов, которые применяются для передачи сообщений; по языкам записи и программирования, каналам связи и способам передачи и т. д., и т. п. Научный подход к понятию “информация” предполагает не только изучение её характеристик, закономерностей её получения и преобразования, но и знания тех технических или биологических методов, которые применяются для её представления, накопления, обработки и передачи. Благодаря научному подходу, информационные технологии сейчас охватили почти все виды человеческой деятельности – общественные сферы, производство, науку, образование, медицину, банковские операции, быт и т. д. К примеру, Интернет, с помощью компьютерных технологий сейчас стал одним из наиболее ярких примеров коммуникационной общности людей разных национальностей и континентов. Следует отметить, что “информация”, понятие чрезвычайно ёмкое. Она разнообразна и многолика, может существовать в различных видах, формах и категориях, способна многократно переходить из одной её формы в другую, может теряться, восстанавливаться и разрушаться. Недаром она входит в круг самых удивительных и таинственных сущностей нашего мира. И главное – информация в живой природе, обществе и технике, как правило, не носит чисто статического характера, потому что она всегда служит для процессов оповещения, контроля или управления. С одной стороны, информация может иметь сигнальную форму, которая позволяет человеку получать сведения о процессах в технических или биологических системах, проводить наблюдения за различными природными явлениями, или контролировать и быть в курсе событий в различных областях человеческой деятельности. С другой же стороны, информация, в любых сложных системах, может служить и для управления протекающими процессами. Как мы видим, “Информация” как сущность настолько многолика, что до сих пор её не могут определить однозначно. Она так же, как материя и энергия, входит в круг трёх самых важных и ключевых сущностей нашего мира, поэтому и окутана всевозможными загадками и домыслами. Очевидно, что изучением информации следует заниматься весьма деликатно, начиная только с тех её форм и видов, которые нас больше всего интересуют. А к понятию “информация” бытового уровня необходимо относиться с достаточной долей осмотрительности, особенно тогда, когда она необоснованно начинает применяться, к примеру, для доказательства тех или иных “научных” идей и концепций. В этом случае у нас всегда появляется повод оказаться в затруднительном положении.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Дополнительные материалы

Прямой свет
Эфирная природа звездной аберрации и явления Никитина Кризис физики, возникший в начале 20-го века в связи с резким расширением необъясненной физической картины мира, поставил выбор перед наукой: либо принять тяжелый вызов истории – при ...

Червячный редуктор
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя к рабочей машине. Назначение редуктора – понижение угловой скорости и ...

Аппаратное обеспечение.
Структурная схема устройства показана на рис.2. Прибор выполнен на базе восьмибитового микропроцессора Z-80. Измерительная процедура всегда начинается с измерения периода. С генератора импульсов на таймер непрерывно поступают счетные импульсы. С п ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru