Виртуальные миры и человеческое познание. Концепция виртуальных миров и научное познание

Строго говоря, всякое искусство — и всегда! — это уже построение некоего (в каком-то смысле) «параллельного» реальной действительности возможного (виртуального) мира с некоторыми особо выделенными особенностями, которые как- то (и чем-то) заставляют нас переживать — особенно остро и ярко — вполне определенные эмоциональные состояния. Но именно постмодернизм впервые объявил своей главной задачей построение и создание целых новых вселенных (и виртуальных миров), пусть иногда совершенно абсурдных и нарушающих элементарные законы причинно-следственной связи, но тем не менее иногда — и именно поэтому главным образом — производящих на людей совершенно потрясающее (или, во всяком случае, незабываемое) впечатление. В онтологическом плане появление постмодернизма именно в наши дни вполне закономерно: именно сейчас человечество начало практически «работать» с объектами большой и даже огромной информационной емкости (полупроводниковая электроника, лазеры и т. д.). В отличие от ножа, топора, лука и стрел, колеса и т. п. инструментов традиционного общества квантово-электронные структуры информационных систем наших дней способны аккумулировать в себе — хранить, переносить и трансформировать по определенным законам — совершенно огромное количество информации. И эта их повышенная информаци- онная емкость является также определенной мерой новой человеческой Свободы, которая тем самым приобретается при их систематическом применении. Тем самым радикально преобразуется и базовая динамика тех новых (топологических) структур, которые фундаментальным образом характеризуют развитие современного информационного общества. Наиболее интересны здесь результаты, полученные французским социальным философом Жаном Бодрийяром и его американским коллегой Френсисом Фукуямой. «Имплозионный» тип динамики новых информационно-топологических структур современного общества ведет к тому, что именно с точки зрения такой динамики создается ситуация, во многом аналогичная ситуации «черной дыры» в современной астрофизике и космологии и описываемая знаменитыми теоремами Пенроу-за-Хокинга (об обязательном существовании в решениях общих уравнений Эйнштейна особых сингулярностей типа «черных дыр»).

В науках об обществе это ведет к тому, что «имплозионная» динамика очень важных информационно-топологических структур (и меняющиеся их свойства «открытости» и «закрытости») рано или поздно также приведут любое развивающееся информационное общество, имеющее дело с объектами огромной информационной емкости, к ситуации «черной дыры» — пресловутого «конца истории». Это довольно неожиданный и, конечно же, далеко не тривиальный общий результат самых первых исследований необычной динамики новых структур в информационных виртуальных мирах наших дней. Виртуальные миры впервые позволяют сделать также какие-то следующие шаги в возможной реализации многих светлых идей человечества, — и даже таких, которые ранее казались положительно относившимся к ним философам находящимися, строго говоря, по ту сторону разумности (и даже, говоря резко, психической вменяемости). Например, очень странных идей достаточно оригинального русского мыслителя (но и, между прочим, духовного наставника таких гениев мировой культуры, как Вл. С. Соловьев, К. Э. Циолковский, А. П. Платонов, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и даже В. В. Маяковский), Н. Ф. Федо- рова — по духовному, по крайней мере, воскрешению наших предков. В более осторожной, слабой форме, ничего страшного в этой весьма оригинальной идее нет: ведь каждый серьезный читатель любого текста на какое-то время воскрешает в своей психике какие-то очень существенные компоненты психического состояния в этот момент именно создателя данного текста. Так вот Н. Ф. Федоров предложил пойти значительно дальше: по всей совокупности оставшихся текстов (или других сохранившихся произведений) попытаться восстановить в достаточной полноте весь духовный мир их творца. А потом представить ученым (и даже всем интересующимся) возможность духовного общения с ними в виде вопросов и ответов или даже дискуссии — новых и интересных проблем. Ведь уже десятилетия назад в больших компьютерах были созданы первые виртуальные электронные личности — Алдосы (названные так в честь знаменитого британского создателя анти-утопии «Бравый новый мир» Алдоса Хаксли) — со своими оригинальными, присущими только им странностями, привычками поведения и даже меняющейся эмоциональной возбудимостью. А в самые последние годы американские специалисты по кинокомпьютерной технике уже создали виртуально-компьютерные воплощения на телеэкране таких (уже сейчас патологически) популярных кумиров масс-культуры, как Мэрилин Монро и Хэм-фри Богарт.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9

Дополнительные материалы

Червячный редуктор
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя к рабочей машине. Назначение редуктора – понижение угловой скорости и ...

Принцип Маха и космологическое происхождение инерции
Инерция, пожалуй, одно из самых загадочных явлений макромира. Неизвестно, как она возникает, где ее источники и почему она такая какая есть /1/. Все живое рождается с заранее закодированной в памяти информацией об инерции. Сидя в машине, м ...

Мостовой RC-генератор
Эти генераторы отличаются от релаксационных тем, что в их состав входят электрические цепи или компоненты, обладающие резонансными свойствами. Благодаря им условие возникновения автоколебаний (ку³1, jпот=0.2p) выполняется только в узко ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru