Наши ориентиры - цель и параметры порядка

Одни хотели бы понимать то, во что верят, А другие - поверить в то, что понимают.

Станислав Ежи Лец

Первым шагом на тернистом пути к созданию моделей мы считаем определение главной цели создания технических новшеств (или, говоря языком синергетики, аттрактора). Всякое изобретение имеет цель. Обычно говорят, что изобретение удовлетворяет некую потребность общества. Удивительно, но теория потребностей, к сожалению, до сих пор не разработана ни философами, ни социологами. Экономистов же вполне удовлетворяет пирамида Маслоу. В результате мы имеем множество не только полезных, но и бесполезных, и прямо вредных изобретений (инноваций).

Одним словом «потребность» называют как глобальные, неотъемлемые потребности человека (например, потребность в общении), так и назначение конкретного технического объекта (светильник удовлетворяет потребность в освещении комнаты, грузовик - в перевозке грузов и т.п.). Логично предположить, что имеется несколько базовых потребностей человека (такие как пища, одежда, продолжение рода, общение, творчество, познание) и большой набор средств их удовлетворения. Эти средства выбираются человеком (и обществом) из набора имеющихся под влиянием идеалов и ценностей. Например, потребность в общении может быть реализована с помощью транспорта (приезд для личной встречи), телефона или Интернета. Но может быть создана и иллюзия ее реализации – путем просмотра телешоу или телесериалов. Техника дает все больше возможностей для выбора средства реализации наших потребностей. Вместе с тем все труднее и труднее для человека становится правильный выбор.

Мы утверждаем, что критерием необходимости изобретения является то, что изобретение должно принести пользу человечеству в целом. Это означает, что должны быть учтены интересы как ныне живущих, так и будущих поколений.

Со временем технические изобретения с неизбежностью будут все более и более ориентированы на общечеловеческую пользу, способствуя все более полной реализации талантов и способностей каждого человека в творческом труде. Это и есть главная цель (аттрактор).

Несложно перечислить требования к новой технике, имеющие общечеловеческий приоритет. Об этом писали еще в 1977 году английские изобретатели Тринг и Лейтуэйт в третьей главе своей книги[10, русский перевод 1980 г .], красноречиво озаглавленной «Что нужно изобрести?»:

минимальное загрязнение окружающей среды;

отказ от создания военной техники;

устранение голода и болезней;

устранение опасности аварий и несчастных случаев;

устранение разобщенности и одиночества людей;

устранение истощения запасов полезных ископаемых;

более полное использование человеческих способностей;

устранение безработицы.

Степень полезности технического объекта для общества может быть численно оценена совокупностью критериев развития или параметров качества[8]. Эти параметры можно разделить на четыре группы:

функциональные (эксплуатационные);

технологические;

эргономические;

экономические.

Функциональные параметры включают в себя производительность, надежность, ресурс, технологические определяют трудоемкость изготовления, эргономические определяют удобство и безопасность эксплуатации, а также дизайн, экономические – расход материалов и энергии на изготовление. Вообще говоря, все группы параметров равноправны и выбор оптимального технического решения требует многокритериальной оптимизации всех параметров. Условия оптимальности задаются как бы извне и определяются уровнем развития общества. Так, в индустриальном обществе в условиях массового производства основными являются производительность техники и простота ее изготовления. В современном обществе возрастает (и будет расти дальше) роль эргономических факторов, а также «экологичность» - уменьшение нагрузки на окружающую среду при изготовлении, работе и утилизации техники.

Интересным примером в данном случае будет создание сверхзвуковых пассажирских самолетов в 70-х годах прошлого века - «Конкорд» и ТУ-144. Они обеспечивали увеличение вдвое скорости полета (главный функциональный критерий для транспорта), однако имели огромный расход топлива, были очень дороги в изготовлении и уровень их шума значительно превосходил дозвуковые самолеты. В результате до сих пор для пассажирских перевозок используются более оптимальные по совокупности всех параметров самолеты, разработанные в основном в 50-е – 60-е годы.

Важно отметить несколько стадий развития техники на пути к более полному использованию человеческих способностей при эксплуатации техники, т.е. при движении к аттрактору[8].

Итак, человек изначально выполняет четыре функции по отношению к техническому объекту:

изготовление, обработка (технологическая функция);

энергетическая функция;

функция управления;

функция проектирования.

Иначе говоря, первобытный человек сам изготавливал орудия, сам был для них двигателем, сам управлял ими и сам проектировал. В каменном веке с появлением орудий труда (инструмента) технологическая функция начинает переходить к технике. В XVIII веке (срок несколько условный) человек передал энергетическую функцию сначала водяным колесам, затем паровому двигателю. С середины XX века с появлением автоматики человек передает ей функцию управления. Сейчас у человека осталась функция проектирования новой техники, т.е. деятельность с большой творческой составляющей. Все нетворческие, рутинные операции переданы или передаются технике. Следующим шагом на этом пути будет создание искусственного интеллекта и постепенная передача ему функций проектирования новой техники.

Перейти на страницу: 1 2 3

Дополнительные материалы

Предварительный усилитель
Микроэлектроника - это область электроники, занимающаяся созданием электронных узлов, блоков и устройств в миниатюрном интегральном исполнении. Ход развития электроники был предопределен резким увеличением функций, выполняемых РЭА и по ...

Об истории изобретения и распространения бумаги
«Бумага — продукт перетирания лохмотьев и тряпок, коль скоро сделана и отдана под печатный станок, превратившись в книгу или газету, приобретает беспримерное могущество, становится всемирным владыкой. Она изменяет наши идеи и нашу рел ...

Программное обеспечение
На рис. 3. изображена блок-схема -программы, которая находится в ПЗУ. Все “свободное” время микропроцессор выводит на индикатор результат. При приходе на вход маскируемых прерываний сигнала от Датчика1, процессор прерывает вывод на индикатор и ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru