Наши ориентиры - цель и параметры порядка

Траектория движения к главной цели испытывает и будет испытывать мощные отклоняющие воздействия, прежде всего, со стороны развитых стран, пресловутого «золотого миллиарда». Например, Тринг и Лейтуэйт констатируют, что «…за последние двести лет изобретатели в нашем обществе увеличили «производительность труда» солдата (которую можно измерить количеством производимых за час разрушений) в десятки тысяч раз, в то время как фактор роста производительности труда фермера или рабочего гораздо ближе к 10, чем к 100». Примеров можно привести еще много. Один из характерных - мнимое удобство одноразовых товаров. Необходимость колоссальных затрат на развитие индустрии утилизации сводит на нет все их преимущества.

Вторым шагом на заявленном пути будет выявление всех факторов (параметров порядка), которые влияют на появление и дальнейшую судьбу изобретений.

Какие же параметры оказывают влияние на развитие техники? Точнее, какие факторы влияют на появление новой техники, смену одного поколения техники другим, торможение или ускорение технического прогресса? При этом желательно выявить полный набор этих параметров и их взаимное влияние. Ранее такая задача не ставилась. Накоплен богатый опыт по анализу влияния некоторых факторов на развитие техники (например, состояния науки). При этом одновременное воздействие нескольких факторов (например, научных и идеологических) остается почти без внимания.

В данном контексте очень важно разграничить понятия «наука» и «техника». Существуют разные определения техники разной степени общности. Мы будем понимать технику в широком смысле – как искусственное, вторую природу, орудия, вещи и информацию об их создании и функционировании (технологию). Чтобы прийти к пониманию законов развития техники, пора прежде всего освободиться от представлений о ней как о чем-то объективно противостоящем человеку и живущем по своим собственным правилам. Нет, техника - не бездушный монстр, а овеществленная мысль и душа человека, часть человеческой культуры.

Науку (в данном случае, прежде всего - естественные науки) мы понимаем как средство получения научного знания - информации о законах природы. Наука не нацелена на создание новых объектов, она исследует имеющиеся. При том, что технические системы, естественно, подчиняются законам природы, техническое знание отличается от научного. Оно включает в себя, помимо общенаучных, и свои собственные элементы – информацию о структуре (морфологии) технических (искусственных) объектов (и процессов) и целях, с которыми эти объекты создаются [11]. Тривиально, что технические объекты и зачатки технического знания существовали до того, как в Древней Греции возникла логика и первые научные представления. Более того, вплоть до изобретения паровой машины Уаттом технические новшества обходились без серьезной научной базы. Иными словами, наука и техника до середины XVIII века развивались в основном «параллельно». Но уже электротехника не смогла бы появиться без научных исследований (от Гальвани и Вольта до Максвелла).

Назвать факторы, влияющие на развитие техники, не трудно. Гораздо труднее понять, как же они взаимодействуют, давая наблюдаемый результат. Важно определить прежде всего те факторы, которые действительно влияют на развитие техники на протяжении всей истории человечества и понять, что все они учтены.

Принимая во внимание все это, можно назвать несколько групп таких факторов:

господствующая идеология, задающая ценности и трансформирующая базовые потребности человека и вектор отношения человек-природа (активное покорение или сосуществование);

государство и социальная структура общества как инновационный фильтр;

господствующая картина мира – познавательная модель, система взглядов на основные философские проблемы – устройство мира, место человека в мире, роль науки.

уровень научных знаний;

уровень развития техники;

потенциал инженерного (технического) образования;

возможности обмена научно-технической информацией;

внешне-природные факторы.

Попытаемся кратко показать правомерность включения факторов в этот список.

Заметим еще раз, что мы сознательно не используем здесь экономические (рыночные) факторы, действующие в индустриальном (и постиндустриальном) обществе. Так называемые «требования рынка» или абстрактные «потребности общества» по нашему мнению, только запутывают дело, так как они в основном определяются идеологическими установками потребителей и возможностями отдельных социальных групп и государства по манипулированию ими. Необозримые возможности для такого манипулирования в современном обществе дают потребительские товары («предметы потребления» на марксистском языке). Несколько сложнее навязывать «средства производства», так как психология потребителя здесь четко ориентирована на эффективность.

Эти явления, по нашему мнению, учитываются факторами 1 и 2. Например, стремление членов потребительского общества развитых стран уйти от всяческих неудовольствий – холода, голода, напряженных усилий приводит к инфляции удовольствия и росту псевдопотребностей (например, на это работает могучая индустрия досуга). В современном западном обществе существует перекос в сторону удовлетворения именно этих псевдопотребностей. При этом относительно мало усилий направлено на решение многих важнейшие для всего человечества технических проблем, удовлетворяющих базовые потребности человека, связанные с элементарным выживанием (в области энергетики, транспорта, экологии и т.д.).

Перейти на страницу: 1 2 3

Дополнительные материалы

Системы персонального вызова
Совpеменное пpоизводство pазвивается в условиях научно-технической pеволюции, главное содеpжание котоpой составляет освобождение человека от ручного труда. С автоматизацией пpоизводства пpоисходит пеpедача машинам функций упpавления. На ...

Физическая сущность парадокса близнецов
Показано, что мнимый парадокс близнецов имеет место в СТО из-за взаимного неразличения стандартного времени (путиподобного собственного времени движущегося объекта) и координатоподобного собственного времени инерциальной системы отсчета (И ...

Научные традиции
Наука обычно представляется как сфера почти непрерывного творчества, постоянного стремления к новому. Однако в современной методологии науки четко осознано, что научная деятельность может быть традиционной. Основателем учения о научны ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru