Проблемы познавательного процесса при взаимодействии человека с ЭВМ

Можно выделить следующие особенности таких систем:

многоуравневая взаимная адаптация компонентов системы, функционирование партнеров как единого оператора, общие ответственность и престиж, гибкое перераспределение лидерства и вспомогательных функций между партнерами в зависимости от конкретной задачи и хода ее решения;

совместный анализ и синтез информации, адаптированный к индивидуальным особенностям каждого из партнеров, принимающих решение, и направленный на формирование адекватной модели ситуации как основы принятия решения;

обработка и представление информации в виде, соответствующем оптимальным значениям психологических факторов сложности решения;

антропоцентрический подход к синтезу информационно-вычислительных систем.

С точки зрения концепции систем адаптивного информационного взаимодействия работа человека с ЭВМ рассматривается как "псевдодиалог", как скрытый диалог человека, выступающего лично, в реальном масштабе времени с другими людьми, зафиксировавшими свои знания, свои прогнозированные реплики и мнения в машинной программе. Причем программа может преобразовывать исходные значения по сколь угодно сложной схеме, тем не менее с точки зрения отражения социальных и биологических потребностей человечества - важнейших факторов выделения задач, интеллектуальной синхронизации людей и индивидуального инсайта ("резонанса") в их решении - машина не может добавить ничего нового.

В то же время большая емкость памяти, комбинаторные и вычислительные возможности ЭВМ позволяют эффективно накапливать опыт решения задач разных классов и данные об индивидуальных особенностях решения задач отдельными операторами, вырабатывая оптимальные формы представления каждому из них советов, справочных данных, инструкций, подсказок.

Важное значение имеют при этом возможности ЭВМ постепенно и притом контролируемо наращивать, реконструировать модели процессов решения задач, воспроизводить их и сохранять в неизменном виде.

Соотношение индивидуального творчества и культурной обусловленности процессов решения задач с помощью ЭВМ может быть представлено как связь между реальнвми и априорными стратегиями решения задач. В тех случаях, когда и реальные, и априорные стратегии описываются достоверно одним и тем же набором психологических факторов сложности решения, связи между стратегиями могут быть представлены в виде количественных статистических оценок.

Априорные стратегии, детерминирующие поведение пользователя ЭВМ, формируются как онтогенетически - в процессе обучения индивида, так и филогенетически - путем материализации общего опыта в программах ЭВМ, структуре систем отображения информации, инструкциях и других информационных носителях. Конкретным основанием для изменения априорных стратегий является выявленное рассогласование между априорной и реальной стратегиями с более высокой эффективностью или расширением области применимости последней.

Дальнейшее повышение эффективности применения ЭВМ и их роли в познавательном прогрессе зависит от перехода на новую структуру взаимодействия пользователя с ЭВМ, при которой человек и машина будут взаимно адаптированы на том уровне точности согласования, который соответствует требованиям развития индивидуального творчества, экономической целесообразности и технической реализуемости.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Дополнительные материалы

Разработка информационной системы интеллектуального здания на примере музея-усадьбы Н.Е. Жуковского
Работа состоит из четырех разделов. В первом рассматривается концепция и определение интеллектуального здания. Во втором проводится анализ различных систем управления и применяемых протоколов взаимодействия устройств. В третьем разделе при ...

Синтез ЖК. Дендримеры
В последнее время активно развивается новая область химии высокомолекулярных соединений, связанная с синтезом трёхмерных суперразветвлённых полимеров и олигомеров, называемых дендримерами . Этот класс соединений интересен тем, что при их ...

Техника и будущее. О новой методологии прогноза развития техники
Зададимся вопросом: можно ли прогнозировать развитие техники? Если да, то какими способами? Мы полагаем, что ответ на первый вопрос должен быть положительным. Однако требуется сделать несколько существенных оговорок ... Кто мешает теб ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru