К вопросу о специфике формирования техносферы в России

За полгода выполнить эту задачу было почти невозможно — паровые машины, котлы и арматура в России не производились, а закупались в Англии. «Весь декабрь, — писал впоследствии Путилов, — ушел на составление чертежей, размещение заказов и бесконечные уговоры, поскольку «малые» хозяева весьма смущались новостью дела. Весь январь, февраль и март во всех уголках столицы, где только есть что-либо для механического дела, начиная от заводов и до чердаков, где временно были устроены мастерские, везде работали с неутомимой деятельностью — в две смены». Путилов привлек к выполнению ответственного государственного заказа два десятка заводов и мастерских. «К концу февраля, — вспоминал Путилов, — свезли откуда что и начали собирать. К 15 марта первая машина собрана на заводе. А уже в мае того же года, то есть через 100 дней, 32 вооруженные канонерки, каждая с паровой машиной в 80 сил, стояли в Кронштадте».

Между тем командующий флотом союзников вице-адмирал Ричард Дондас получил приказ взять Кронштадт, чего бы это ни стоило. Однако первая же встреча с путиловской флотилией остудила пыл союзников — юркая канонерка под названием «Шалун» близ Толбухина маяка влепила в борт английского фрегата пару 60-фунтовых ядер и, пока тот готовился к стрельбе, стремительно исчезла. Французский адмирал Пэно с тревогой доложил в Париж: «Паровые канонерки, столь невозможно быстро построенные русскими, совершенно изменили наше положение». В ноябре 1855 года англо-французская эскадра была вынуждена отступить. Всего Николай Путилов поставил на кронштадский рейд 81 корабль, в том числе 14 корветов.

Для производства котельных листов Путилов, взяв морском департаменте кредит, построил в Финляндии, входившей в состав Российской империи, три металлургических завода на озерных рудах Его заводы ежедневно выплавляли по 200 тысяч пудов железа и стали, причем комиссия адмиралтейства после испытаний признала, что качество путиловских котельных листов выше, чем у прославленного английского завода Лоу-Мура, поставлявшего эти самые листы для нужд российского флота.

Другое деяние Николая Путилова - Россия закупала нарезные орудия и снаряды у германского промышленника Альфреда Круппа. Между тем в уральском Златоусте выпускник Горного института подполковник Павел Михайлович Обухов создал превосходную сталь, которая по своим качествам превосходила крупповскую. Кроме того, по расчетам, пушки из обуховской стали должны были обходиться казне в шестнадцать рублей за пуд, а крупповские в сорок пять, не считая расходов на перевозку.

Но чтобы из этой стали делать корабельные пушки, необходимо было специальное оборудование, которое в России не производилось. Путилов закупил в Англии оборудование и построил в Петербурге большой сталелитейный завод. В апреле 1864 года его завод произвел первую плавку, а 1871 году морское ведомство не заказало Круппу ни единого стального ствола. Павла Обухова к тому времени уже не было в живых — он умер в 1869 году, после чего по требованию Путилова за заводом официально закрепилось название «Обуховский сталелитейный»

Затем Николай Путилов берется за новое дело. В декабре 1867 года из-за морозов на Николаевской железной дороге один за другим начали лопаться австрийские рельсы. Путилов предложил министерству путей сообщения рельс собственной конструкции — на три четверти он был из железа и только верхняя часть из стали. Такой рельс по прочности не уступал стальному, но стоил в два раза дешевле. Путилов готов был завалить Россию рельсами, если ему предоставят монопольное право использовать рельсы, отслужившие свой срок. Получив это право, он приобрел заброшенный заводик на берегу Финского залива. Рабочих, по словам Путилова, набирали так: «Кинули клич по губерниям — ехать свободному народу по железным дорогам и на почтовых. Через несколько дней приехало до тысячи пятисот человек; сделали расписание — кому быть вальцовщиком, кому пудлинговщиком, кому идти к молоту, кому к прессу». Через 18 дней завод стал катать по 5000 пудов рельсов в сутки, а через год стал крупнейшим металлургическим предприятием России, которое производило не только рельсы, но и вагоны, паровозы и мостовые фермы

Последним проектом Путилова стало строительство в финском заливе морского канала длиной 32 км и петербургского порта. Путилов разработал проект, включавший сооружение маяков, углубление дна Финского залива, строительство причалов, зданий и складов морского порта. Дело в том, что Мелководность Финского залива на подступах к столице не позволяла проводить к Петербургу крупнотоннажные суда. Они вынуждены были становиться на якорь и разгружаться на Кронштадтском рейде. Далее грузы перегружались на лихтеры, которые транспортировали заморские товары в столицу или везли из города на Кронштадтский рейд продукцию российского производства. Провоз товаров от Кронштадта до Петербурга стоил столько же, сколько от Кронштадта до Лондона.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Дополнительные материалы

Становление классической физики
Говоря о формировании классической физики, естественно, в первую очередь сказать об отце классической механики в ее современном виде Ньютоне. Ньютон Исаак (04.01.1643-31.03.1727) – английский механик, оптик, астроном и математик, член Л ...

Первый отечественный физик – продолжатель трудов Максвелла и Герца
П. Н. Лебедев наряду с М. В. Ломоносовым одна из замечательных фигур истории русской физики. Академик С. И. Вавилов, президент АН СССР в 1945 – 1951 гг. Петр Николаевич Лебедев – «…великий русский физик, внесший после смерти Г. ...

Стрела времени как совокупность принципиально различных представлений о времени в динамике процессов и в эволюции событий
Проблема времени вызывала интерес с глубокой древности. Во всяком случае с античных времён по сегодняшний день исследователи практически всех направлений уделяли понятию времени самое пристальное внимание. Пригожин И. в [Л-16] пишет: “М ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru