Развитие транспорта в России во второй половине XIX века

1850-60-е годы. Создание Главного Общества РЖД , приход Иностранного капитала.

Ключевым звеном этого этапа развития транспорта стало создание Главного Общества РЖД (1857г.) Оно было создано для строительства нескольких новых железных дорог и окончания постройки пути из Петербурга в Варшаву, начатого в 1851г. Особенность этого учреждения в том, что оно не являлось целиком государственным, а существовало по принципу концессии. Это означает, что решающую рорль в строительстве железных дорог государство позволило отдать частному капиталу.

Далее требуется подробнее рассмотреть устройство Главного Общества. История его создания такова: сразу после войны (1856г.) правительство проводит переговоры и заключает концессии с иностранцами о строительстве дорог Москва-Курск, Москва-Н.Новгород, Курск-Либава и о завершении строительства пути Петербург-Варшава. Общая длина оговоренных предполагаемых дорог составила 4000км. Для сооружения этой сети создается Главное Общество Российский Железных Дорог, которое возглавляют банкир Штиглиц, банкиры Беринг, банкиры Перейр, банкир Мендельсон и другие. А в 1857г. издается указ о создании первой сети железных дорог. Общая стоимость работ оценивается в 275млн.рублей, а учредители «на свой счет и страх» устраивают в течение 10 лет и содержат 80 лет оговоренную выше сеть дорог, после чего она безвозмездно переходит государству. Гарантии правительства при этом составляют 5% от суммы. В начале 1860-х гг. были построены первые участки железных дорог, имевших своим началом Москву. Однако в 1860 г. Общество предъявило правительству требование повысить стоимость работ в связи с трудностями строительства и уступить Николаевскую железную дорогу; в противном случае оно отказывалось от бОльшей части работ. На это заявление последовал ответ П.П. Мельникова, заключавшийся в том, что если Общество будет лишено права строить большинство дорог, то это будет благом для страны. Разумеется, требование Общества было отклонено, а иностранцы , в большинстве своем, отстранены от управления. По состоянию на 1863г. Общество было должно правительству 92 млн. руб.

Надо сказать, в середине 50-х гг. правительство разрешило строить второстепенные железные дороги, так например правительство согласилось на сооружение дороги Москва-Саратов, но у соответствующего акционерного общества была гарантированная доходность 4, 5%, что делало его не привлекательным для инвестиций; в итоге была построена дорога только до Рязани.

После этого неудачного опыта частно-государственного сотрудничества правительство было готово приостановить строительство новых дорог на неопределенный срок.

Новый план строительства железных дорог.

В 1862 г. П.П. Мельников был назначен главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями, а на следующий год он выпустил план по строительству новой сети, включавшей в себя пять направлений:

Южное, от Москвы в Крым до Севастополя - 1535км

Восточное, от Орла до Саратова - 725 км

Западное, от Орла до Динабурга и от Риги до Либавы - 1074км

Юго-западное, от Одессы через Киев до соединения с западной линией - 1135км

Юго-восточное, от Екатеринослава до Грушевки - 405км.

Целью плана было вытащить Россию из транспортного кризиса, заставить вновь работать механизм постройки железных дорог. Государство вновь заключило договор с английской компанией, однако на этот раз государство оставляло за собой право начинать работу самому, если компания не начнет работать должным образом в 1864г. Компании не удалось мобилизовать капитал в срок и П.П. Мельников получил разрешение приступить к сооружению Южной линии от Москвы на государственные средства. К 1867 году было открыто регулярное движение на участке Москва-Серпухов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Дополнительные материалы

Предварительный усилитель
Микроэлектроника - это область электроники, занимающаяся созданием электронных узлов, блоков и устройств в миниатюрном интегральном исполнении. Ход развития электроники был предопределен резким увеличением функций, выполняемых РЭА и по ...

Становление классической физики
Говоря о формировании классической физики, естественно, в первую очередь сказать об отце классической механики в ее современном виде Ньютоне. Ньютон Исаак (04.01.1643-31.03.1727) – английский механик, оптик, астроном и математик, член Л ...

Разработка информационной системы интеллектуального здания на примере музея-усадьбы Н.Е. Жуковского
Работа состоит из четырех разделов. В первом рассматривается концепция и определение интеллектуального здания. Во втором проводится анализ различных систем управления и применяемых протоколов взаимодействия устройств. В третьем разделе при ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru