Развитие транспорта в России во второй половине XIX века

А.Е. Струве в 1889 г. подготовил проект постройки в Киеве рельсовых дорог, согласно договору с городской Думой, и образовал АО Киевской городской железной дороги. Однако конная и паровая тяга по условиям города оказалась невыгодной, и Струве остановил свой выбор на электродвигателе. В 1892г. участок от Царской площади до Александровской был электрифицирован. Это был первый русский трамвай, подготовленный исключительно отечественными специалистами. Трамвайные вагоны построили в АО этого же завода. Поэтому Коломенское предприятие за расторопность его руководителей, многопрофильность производства и стремление осваивать все новые и новые виды продукции всегда было на особом положении у правительства. Завод имел выгодные заказы как от государства, так и от частных заказчиков, массу льгот и был огражден от конкурентов. Так, в мае 1874г. завод получил от казны задание на изготовление 3000 товарных вагонов и платформ и 150 паровозов.

Братья Струве не гнушались и широко пользовались всеми приемами набирающего силу капитализма. В свое время с целью привлечения инвестиций они широко рекламировали и отмечали изготовление юбилейных паровозов. Так, на празднествах, посвященных выпуску 100-го паровоза, названного «Коломна», присутствовал весь цвет частного финансового и железнодорожного мира. Результаты не замедлили сказаться: денежные субсидии, последовавшие за этим, позволили прикупить ещё три завода. Солидный заказ поступил от правительства на изготовление пассажирских и товарных паровозов сроком на шесть лет. Надо сказать, что основные комплектующие части для локомотивов приобретались за границей, а на заводе их успешно собирали (до 1 локомотива в день). В 1872г. впервые в России были собраны самые мощные товарные паровозы системы Ферли в количестве 17 штук для Сурамского участка Закавказской железной дороги (они прослужили до 1925г.)

Наконец, в 1873г. инженеры, техники, мастеровые выпустили первый товарный поезд на своем заводе по собственным чертежам, из своих деталей и узлов, а в 1874- первый пассажирский локомотив. В 1878г. Коломенский завод изготовил товарный паровоз с колесной формулой 1-3-0, который развивал скорость 35 километров в час. Такие локомотивы появились в Европе только через 15 лет.

За период 1870-1900 АО Коломенского завода построило 4619 паровозов из 24347, изготовленных десятью подобными предприятиями в России.

На заводе с самого его возникновения работали окрестные крестьяне и мастеровые разорившихся хозяйств. В 1879г. на предприятии трудилось более 2, 5 тыс. человек; по численности это было четвертое промышленное производство в России.

Братья Струве старались создать нормальные условия для работающих. Уже в год основания завода была открыта продуктовая лавка, позже подчиненная потребительскому обществу. Оно было обязано доставлять продукты и промышленные товары хорошего качества и по возможно низким ценам. Рядом с заводом строились для одиноких рабочих казармы и жилые дома, лазарет, аптека, больница. При заводе для его нужд основали техническое училище. В нем за четыре года учащиеся постигали арифметику, русский язык, историю, географию, черчение, закон божий, немецкий язык.

Грамотность на предприятии была одной из самых высоких в России: от 75 до 90% рабочих разных специальностей были образованными. На предприятии существовал рабочий клуб с библиотекой. Позже открылся театр. В 1874г. неожиданно для А.Е. Струве его пригласил Александр II для участия в проектировании и строительстве 2-го постоянного моста через Неву в Петербурге. Это был Литейный мост. Литейный мост вобрал в себя множество инноваций мостотроения=). Литейный мост вобрал в себя многие прогрессивные идеи мостостроения. Это и лампочки Яблочкова, и широкое использование литого железа и стали, и многое другое.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Дополнительные материалы

Оптика Гамильтона — Якоби
Когда в 1830 г. ирландец Уильям Роуан Гамильтон (1805—1865) начал заниматься оптикой, волновая теория света еще не была общепринятой. Пуассон был еще последователем корпускулярной теории. Био, самый консервативный из великих физиков XIX ве ...

Измерение высоты нижней границы облаков
Неблагоприятная экологическая обстановка на территории Российской Федерации требует уделения особого внимания вопросам охраны природы и экологического воспитания. Контроль за воздействием от хозяйственной деятельности человека на окружающу ...

В. И. Вернадский — ученый и организатор науки
Если бросить взгляд на историю человеческой мысли, мы увидим, как мучительно трудно давался людям отход от традиционного образа мышления. Стремление придерживаться испытанных временем и предписанных авторитетами взглядов, привычка следоват ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru