Математическая философия Природы

Отсюда можно сделать вывод о том, что по степени целостности существует три вида систем:

- целое меньше суммы своих частей – системы на этапе детства,

- целое равно сумме своих частей – “подростки”,

- целое больше суммы своих частей – “взрослые”.

Первое положение характерно для молодых вновь возникших систем (маленькие дети на человеческом уровне), которые еще не сформировали свое вещественное тело, поэтому они даже физически замкнуты на системы вышестоящего уровня организации (на взрослых). Второе характерно для систем, выросших физически, но разумом еще не постигших окружающий мир (подростки). Такие системы физически они уже самостоятельны, а умственно еще зависимы от взрослых. И третье положение характерно для взрослых совершенных систем, у которых разум и тело развиты в достаточной степени, чтобы существовать в окружающем мире, а вот душой они замкнуты на систему вышестоящего уровня организации (для людей подобная замкнутость возможна на Бога, а значит и на все человечество).

К сказанному следует добавить, что проблемой о неполноте занимался не только К. Гёдель. Данная проблема, как и все остальное в Природе, принимает не одну форму, а несколько. Вернее говоря, она может быть выражена не только языком математики, как ее описал Гёдель, а и другими языками. В частности в области психологии данная проблема принимает несколько иную форму. Ее прекрасно описал австрийский психиатр и психолог Альфред Адлер (1870 - 1937), соратник З. Фрейда впоследствии разошедшийся с ним во взглядах. Адлер разработал учение о компенсации присущего человеку изначального чувства неполноценности (неполноты по Гёделю). Первоначально Адлер, в противоположность Фрейду, стремился, как и Гильберт в свое время, доказать, что человек является внутренне целостным и непротиворечивым, а потому Адлер не признавал конфликтов между сознанием и бессознательным (последнее – это проявление свойств окружающего нас биополя в нашем вещественном теле). позже он пересматривает свои взгляды и обосновывает точку зрения, аналогичную теории Гёделя. И если первоначально Адлер говорил о том, что компенсация неполноценности человека осуществляется путем его самоутверждения (этап расхождения противоположностей), то в последующем, пересмотрев свои взгляды, он стал говорить о том, что основной движущей силой в развитии человека является чувство общности с другими – этап стремления к совместной цели, формирование Евклидова пространства между людьми (этап схождения противоположностей). Т.о, если первоначально Адлер доказывал, что даже компенсация неполноценности находится внутри человека, то в последующем он стал утверждать, что компенсация неполноценности человека находится за пределами человека – в коллективе (данный этап компенсации человеческой неполноценности с помощью коллективизма был особенно хорошо развит в СССР). а вот продолжение этой мысли о компенсации, выходящей за пределы личности, мы находим у Александра Меня “Тоска по высшей жизни – это голос Божества в человеке”.[56]

Из сопоставления этих двух взглядов Адлера и Меня видно, что этап компенсации человеческой неполноценности на уровне коллектива – это всего лишь начальная (коллективистская) форма веры в Бога. Да, это стремление к ближним еще не вера, но это гораздо выше, чем самозамкнутость индивидуалиста, живущего только для себя.

Проявление этой же проблемы мы видим и в работах немецкого философа Теодоро Адорно (1903 – 1969). В своей “отрицательной диалектике” он утверждает, что всякая замкнутая система понятий (аналог теоремы Гильберта о непротиворечивости) “релятивирует” (развивается соединяясь) с другим, т.е. компенсирует свою неполноту во взаимодействии с другими системами (коллективистский этап развития). В частности, он говорил об отрицании наличной (существующей) действительности (ценности нашего повседневного быта) во имя некой “утопии” (идеи). Другими словами, по Адорно наша материальная действительность обретает свою целостность только тогда, когда замыкается на вышестоящий уровень организации путем включения в ее состав некой высшей Идеи (вера человека в высшее для непосвященных всегда выглядит утопией). наверняка, описание данной проблемы только в иной форме мы сможем найти и в других науках.

Перейти на страницу: 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45

Дополнительные материалы

Разумный замысел во Вселенной
Если мы откроем Большую Советскую энциклопедию за 1970 год, то найдем в ней статьи "Астробиология" и "Астроботаника". В этих статьях рассматривается вопрос о возможности существования жизни за пределами Земли. В статье ...

Принцип работы вакуумных люминесцентных индикаторов
Во всех системах, где требуется представить информацию в форме, удобной для визуального восприятия человеком, применяются средства отображения информации (СОИ). Одной из основных частей СОИ является индикатор — электронный прибор для преоб ...

Атомная энергия за и против
Современная цивилизация немыслима без электрической энергии. Выработка и использование электричества увеличивается с каждым годом, но перед человечеством уже маячит призрак грядущего энергетического голода из-за истощения месторождений гор ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru