Джордж Сорос и проблемы глобализации

Обо всем этом можно рассуждать и в иных терминах. Любой монотонный неограниченный рост в сущности есть экстремизм. То быстрое накопление богатства, которое свойственно не только финансовому рынку, но рынку вообще, представляет собой воплощение экстремизма. Последний имеет все свойства развертывания абсолютного. Этот процесс обстоятельно описан и проанализирован в трудах Гегеля. Абсолютное в процессе своего развертывания все свои свойства (свои определения) в каждый момент времени оценивает как неудовлетворительные, и поэтому, не останавливаясь, идет все дальше и дальше. В конечном итоге данный процесс снимает все определения, а абсолютное оказывается лишенным всякого содержания. Теряется представление о ценностях. И этому моменту соответствует кризис системы.

Данная проблема существует и в математике в теории оптимизации, поскольку с формальной точки зрения оптимизация (классическая), экстремизация и развертывание абсолютного - суть одно и то же. Но в данном случае эта проблема решается тривиально просто - как только достигается сформулированное заранее условие останова, компьютер прекращает вычисления. Но в случае накопления богатства сформулировать условие останова весьма проблематично. И поэтому, будучи неограниченным этот процесс неизбежно приводит к кризису.

Джордж Сорос - филантроп, альтруист, используя сеть фондов, он хочет помочь всему человечеству. Но как это сделать? Даже при наличии больших денег сделать это не просто. Достойны обсуждения по крайней мере следующие три предложения.

Сорос оказывает непосредственную финансовую помощь слабо развитым странам. Он способствует развитию национальных культур прежде всего по линии здравохранения и образования. Он помогает тем странам, которые не являются привлекательными с точки зрения крупных международных банков. Для критики данного подхода обстоятельств предостаточно. Каждый учрежденный фонд прежде всего обеспечивает самого себя и только во-вторых выполняет возложенные на него функции. Расходование средств не является эффективным и представляет собой их "проедание", рассеяние, диссипацию. При этом не следует забывать, что кризисные явления возникают и в развитых странах таких, как США. Поэтому проблемы в сущности остаются.

Второй подход, о котором пишут иные исследователи, привлекает своей прямотой. Прежде всего необходимо исследовать систему рисков. То есть необходимо в первую очередь исследовать те факторы, которые наиболее быстро растут и создают угрозу. Предлагается ограничить потребление природных ресурсов и осторожно повышать производственные мощности или вообще их не повышать. Данное предложение касается прежде всего развитых стран, но не все согласились его поддержать. Например США отказались присоединиться к Киотскому соглашению. Очевидно, данный подход является политическим, и он вряд ли может быть реализован, поскольку в условиях западной демократии (или открытого общества) обязательно найдутся противники любого рационального предложения.

Третий подход можно назвать идеологическим. Поскольку многие проблемы обусловлены возросшим уровнем потребления, следовало бы пропагандировать "скромный (умеренный) образ жизни". Нам нужно скорректировать систему ценностей. Нам нужно изменить мировоззрение. Мы должны сами себе ответить на вопрос, чего мы хотим. В связи с этим мы должны обратиться к философии. В настоящее время существует множество философских школ. Среди них особого внимания заслуживают те, которые проповедуют аскетический образ жизни и ограниченность потребления. Я не настаиваю на аскетическом образе жизни, но настаиваю лишь на том, что аскетизм как идея может быть отправной точкой для актуальной сегодня идеологии. Всяческое потребление должно быть рациональным, а значит разумно ограниченным. И эта философия должна стать тотальной.

Подчеркну, нам не нужно голодать, но философия аскетизма (или иная близкая ей по духу) должна стать стержнем нашей идеологии. Помощь нужно оказывать не столько государствам и правительствам, сколько тем людям, которые уже сегодня живут в соответствие этой идеологии. Только они могут быть ее проводниками. И поэтому им обязательно нужно помочь. Только у них мы можем почерпнуть так необходимые нам сегодня идеи, и только они могут быть активными проводниками этих идей.

Сорос пишет о необходимости идеалов, и в этом он совершенно прав. Но идеалы разрушает сам прогрессирующий разум. Точнее говоря, идеалы саморазрушаются под действием рефлексии, поскольку их природа диалектична. А поэтому сегодня их практически уже не существует. Что может быть вместо идеалов? На данный вопрос обоснованно может быть дан такой ответ. Сущность идеалов не в их содержании (содержание можно выбирать произвольно), а в их консервативности. Социальный прогресс набирает все большую скорость. Чрезвычайная опасность этого явления совершенно очевидна с позиций теории Сороса. В связи с этим нам необходимо подумать о факторах разумного консерватизма.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Дополнительные материалы

Химия и космос
Химия имеет прямое отношение ко многим достижениям человека в освоении космоса. Без усилий многочисленных ученых-химиков, технологов, инженеров-химиков не были бы созданы удивительные конструкционные материалы, которые позволяют космич ...

Коперник и восприятие его идей в ХХ в.
Среди ученых, родившихся более пятисот лет назад, много ли найдется таких, кого мы знаем не только по имени и чью тень мы призываем на помощь в трудные минуты, когда безмолвствуют живые? Николай Коперник, 525-летие со дня рождения которого ...

Верификация физической нереализуемости гравитационных сингулярностей
Рассмотрено совместное решение уравнений ОТО и термодинамики для идеальной жидкости, обладающей топологией полого тела. Найдены пространственные распределения основных термодинамических и гравитермодинамических её параметров и характеристи ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru