Создание Украинской Академии наук

19 мая 1918 г. Вернадский по приглашению группы украинских ученых во главе с историком Н. В. Василенко приехал из Полтавы в Киев для организации на Украине Академии наук. Ранее Вернадский занимался усовершенствованием академических учреждений в стране, улучшением постановки высшего образования в России, изучением опыта работы зарубежных академий, — поэтому его знания и опыт оказались как раз кстати при организации Академии наук на Украине.

Вернадский возглавил три основные организационные комиссии: Комиссию по созданию Украинской Академии наук (Комиссию по выработке законопроекта об основании Украинской Академии наук и ее устава), Временный комитет по основанию библиотеки при Украинской Академии наук и Комиссию по высшим учебным заведениям и ученым академическим учреждениям. К созданию Академии были привлечены А. Е. Крымский, Д. И. Багалей В. И. Липский и другие украинские ученые. Здесь Вернадский познакомился с натуралистом Б. Л. Личковым. 18 июня Вернадский пишет в дневнике: «В эти дни шла интенсивная работа и мысли, и деятельности, особенно в связи с высшей школой и Академией наук. Я как-то чувствую, что все глубже и сильнее я охватываю всю эту область жизни и получаю возможность проявления в ней своей воли и своей мысли».

9 июля 1918 г. Вернадский выступил при открытии Комиссии по созданию Украинской Академии наук о проекте ее устава. Его исходная позиция передается в его словах: «Академия наук, создаваемая в XX веке, не может строиться по уставам и типам старых академий». Нужно было искать новые, прогрессивные формы работы. Бурное развитие естествознания во второй половине XIX в. оказало сильное влияние на жизнь академий. При них начали создаваться научно-исследовательские институты. Если Прусская, Парижская, Баварская академии сохранили старинное устройство, то Российская Академия наук встала на новый путь, который Вернадский считал правильным и для Украинской Академии наук.

По мнению Вернадского, создаваемая на Украине Академия должна стать высшим, ведущим органом научной работы. Его появление продиктовано необходимостью быстрого развития производительных сил, подъема материальной и духовной культуры украинского народа.

Работавшие на Украине ученые помогали Вернадскому в становлении новых и переводе в Академию существующих научных подразделений: Институт экспериментальной ботаники (Е. Ф. Вотчал), Ботанический музей и ботанический сад (А. В. Фомин), медицинские кафедры (М. Дитерихс), кафедра медицинской биологии (К. Е. Добровольский), кафедры отдела прикладных наук (В. Г. Шапошников), кафедра прикладной ботаники и лесная опытная станция (Г. Н. Высоцкий), музей антропологии и этнографии, Зоологический музей и лаборатории, Акклиматизационный сад (Н. Ф. Кащенко), кафедра географии (П. А. Тутковский), Физический институт (И. И. Косоногов). Задумывались и закладывались другие организации, среди них — национальный геологический музей (записка о нем была составлена лично Вернадским), завод оптического стекла в Изюме и специальный научный институт при нем. Был составлен предварительный список создаваемых в Академии учреждений, особо выделена роль комиссий.

Вернадский считал, что Академия должна удовлетворять потребности народа: «Необходимо, чтобы будущая Академия была соединена теснейшим образом с обычными вопросами практической жизни, ее потребностями в самом широком смысле этого слова, чтобы значение ее было ясно всему населению, всей Украине. Я придаю этой стороне жизни Академии огромное значение. Она должна в своей деятельности отзываться на все нужды и потребности населения, требующие научной помощи и научного освещения. Пульс ее жизни должен биться совместно с духовными и материальными запросами населения, поскольку этим вопросам может помочь научное знание и научная мысль».

Устав предусматривал деление Украинской Академии наук на три отдела: первый — историко-филологических наук, второй — физико-математических наук и третий — социальных наук. Задачами первого отдела являлись научное изучение своего народа, его истории, языка, письменности и словесности, фольклора и быта, археологии, искусства и музыки, географии, природы, естественных богатств, экономических и социальных условий жизни и т. п. Задачами второго отдела было развитие естественных, математических, физических, химических наук. Задачами третьего отдела было развитие юридических и экономических наук, в том числе решение задач прикладного характера, связанных с экономикой Украины.

При организации второго отдела Вернадскому пришлось преодолеть противодействие тех ученых, которые считали, что по историческим причинам украинская наука должна развиваться под знаком филологии, ведущим направлением Украинской Академии наук должно быть историко-филологическое. Во второй отдел Вернадский включил прикладное естествознание, объединяющее отрасли знания, связанные с техникой, промышленностью, сельским, лесным и водным хозяйством. В этом же отделе создавались Институт прикладной механики, Геодезический институт, Физический институт, Ботанический и Акклиматизационный сады.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Дополнительные материалы

Напряженность поля радиотелецентров
Для решения вопросов проектирования и эксплуатации радиотелепередающих цетров и других радиотехнических систем необходимо рассчитывать напряженности поля радиоволн УКВ диапазона. На основе этизх расчетов устанавливаются санитарно-защитные ...

Специфика научной деятельности
Наука - это специфическая деятельность людей, главной целью которой является получение знаний о реальности. Знание - главный продукт научной деятельности, но не единственный. К продуктам науки можно отнести и научный стиль рационально ...

Измерение магнитострикции ферромагнетика
Данная работа посвящена изучению поведедения ферромагнетиков в магнитном поле. Хотя магнитное взаимодействие является малой поправкой к электрическим обменным силам, обусловливающим самопроизвольную намагниченность, тем не менее, они ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru