Основатель генетической минералогии.

Вернадский приглашает для работы широкий круг ученых — минералогов, геологов, химиков: А. Е. Ферсмана, В. Н. Сукачева, Е. Д. Ревуцкую . Начинают издаваться «Труды» Геологического музея, в них печатаются статьи Вернадского и его учеников.

Как кристаллограф, Вернадский занимается исследованием пространственной структуры минералов, отвлекаясь от их динамики. Как почвовед, минералог, геолог он изучает изменение тех же объектов во времени, при этом пространственный аспект часто отодвигается на второй план. Занятия кристаллографией привели Вернадского к проблемам строения материи, зависимости ее свойств и состояния от этого строения. Именно на этом глубинном уровне по его мнению следует искать объяснение непонятным явлениям природы.

Сначала в Метеоритном отделе Минералогического музея, затем в специально организованной Комиссии по метеоритам под его руководством создается коллекция метеоритов. Они представляются Вернадскому продуктами внеземных химических реакций. С их помощью он стремится проникнуть в далекое прошлое минералов Земли.

Жизнь минералов Вернадский связывает с жизнедеятельностью живых клеток. Протягиваются связующие нити от геохимии и минералогии к биогеохимии, которую он только что начинает формировать как науку.

С ростом интереса к явлениям радиоактивности и появлением необходимости изучения месторождений радиоактивных минералов под руководством Вернадского начинается подбор всех известных в те годы радиоактивных минералов. Для этого используются всевозможные пути: экспедиции учеников, поездки за рубеж, обмен с заграничными музеями, подарки зарубежных ученых из минералогических коллекций.

Как своеобразный минерал рассматривает Вернадский воду. Им формируется самостоятельное научное направление — минералогия природных вод. Ее основное содержание: 1) о вездесущности воды в верхней части планеты; 2) о единстве природных вод; 3) о разных формах связи природных вод с окружающей средой (между молекулами воды, между водой и газами, между водой и жидкостями, между водой и твердыми телами, между водой и организмами); 4) о геосферах, слагающих земную кору и ее облекающих, проникнутых каждая своими водами и отвечающими им «неоднородными равновесиями»; 5) диссимметрии земной коры, резко разделяющей воды суши и воды Мирового океана; область диссимметрии распространяется в пределах тропосферы, гидросферы, коры выветривания, стратисферы, метаморфической геосферы и гранитной геосферы; 6) о закономерной смене подземных атмосфер в геосферах, что отражается на газовой составляющей природных вод; 7) о большой зависимости природных вод биосферы от их географического места на поверхности планеты; 8) о динамической, физической, химической зональности природных вод, в том числе и подземных; 9) об энергетике природных водных растворов в земной коре; 10) об основах минералогической классификации природных вод. Работы Вернадского в этой области определили дальнейшие направления в изучении вод Земли в гидрологии и других науках, изучающих природные воды и их связи со средой.

Видный гидрогеолог Н. И. Толстихин, работавший с В. И. Вернадским, считает, что учение Вернадского о природных водах оказало прямое воздействие на следующие исследования в гидрогеологии (начатые еще при жизни ученого): 1) учение о минеральных водах, стимулируя переход от изучения минеральных источников к изучению месторождений минеральных вод и к разработке различных классификаций минеральных вод; 2) учение о физико-географической зональности природных вод, в том числе и подземных вод, и о глубоком проникновении этой зональности в недра Земли; 3) учение о гидродинамических и гидрохимических зонах Земли; 4) учение о связи подземных и поверхностных вод; 5) становление генетической классификации подземных вод; 6) более углубленное изучение свойств подземных вод; 6) более углубленное изучение свойств подземных вод и их анализе (макро- и микрокомпонентного состава), а также анализе газов, органического вещества в водах, изотопии вод и их компонентов (минеральных, газовых и др.); 7) изучение иловых вод озер, морей, океана и вод седиментационных; 8) изучение взаимосвязи физически и химически связанных вод с капельножидкими водами; 9) в палеогидрогеологии — в изучении геологической истории и истории подземных вод; 10) в учении о гидротермальном режиме земной коры, о роли воды в переносе тепла; 11) в изучении роли организмов (биосферы) в формировании природных вод, микробиологии вод, нефтяных вод и газов, нефти; 12) изучение радиоактивности вод — возникновение радиогидрогеологии; 13) учение о месторождениях полезных ископаемых, изучение рудообразующих растворов и флюи- дов (в частности, водных растворов, выносящих рудное вещество из руд и из вмещающих рудное тело пород, а также из магмы); 14) возникновение поисковой гидрогеологии на базе химии и геохимии природных вод и их динамики; 15) учение о гидросфере; 16) мерзлотоведение.

Перейти на страницу: 1 2 

Дополнительные материалы

Принцип работы и методика измерения.
Прибор имеет два входа, на которые подаются сигналы от датчиков. На один вход поступает сигнал датчика количества оборотов коленчатого вала, который представляет собой импульс с амплитудой равной 5В. Этот импульс вырабатывается в тот момент, когда ...

Об истории изобретения и распространения бумаги
«Бумага — продукт перетирания лохмотьев и тряпок, коль скоро сделана и отдана под печатный станок, превратившись в книгу или газету, приобретает беспримерное могущество, становится всемирным владыкой. Она изменяет наши идеи и нашу рел ...

Принцип Маха и космологическое происхождение инерции
Инерция, пожалуй, одно из самых загадочных явлений макромира. Неизвестно, как она возникает, где ее источники и почему она такая какая есть /1/. Все живое рождается с заранее закодированной в памяти информацией об инерции. Сидя в машине, м ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru