Вернадский как человек

Рождение нового знания — великая тайна Разума. Но не менее таинственно формирование Мыслителя — человека, которому удается увидеть дальше других, глубже других понять причины и следствия, проанализировать события и их неопознанные до этого связи и взаимодействия.

Даже краткая характеристика Вернадского впечатляет. Организатор многих учреждений АН СССР. Был избран членом Парижской и Чехословацкой академий наук. Имел высокие нравственные качества. Патриот своей Родины. Честный и высокогуманный гражданин. Следил за работами своих учеников, поддерживал их всесторонне, радовался их успехам. Много работая теоретически, не был кабинетным ученым: организатор и участник многих экспедиций. Участник прогрессивных социальных преобразований в жизни нашего общества. Свидетель величайших мировых событий его времени: русско-турецкая война 1877 г., русско-японская война 1904— 1905 гг., первая мировая война 1914—1918 гг., Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г., гражданская война 1918— 1921 гг., Великая Отечественная война 1941 —1945 гг.

Но как мы теперь понимаем, даже важнейшие события личной жизни ученого не исчерпывают его внутреннюю жизнь, процесс становления его личности, формирования его взглядов на мир и общество, на свое место среди людей, на идеалы и цели деятельности.

Биографам Вернадского, историкам науки и техники, духовной и материальной культуры общества, еще надлежит увидеть и понять эти связи внутреннего мира ученого и жизни науки, биографии века и биографии личности. Однако сегодня, спустя много лет, нам все яснее, все очевиднее то сцепление фактов и событий, приведших ученого к его великим открытиям.

В письме к жене он вспоминает о своих детских и отроческих годах: «Самыми светлыми минутами представляются мне в это время книги и те мысли, которые ими вызывались . Я рано набросился на книги и читал с жадностью все, что попадалось под руки, постоянно роясь и перерывая книги в библиотеке отца, довольно большой, хотя и случайной . Книг было очень много и у меня, и у сестер. .Я читал все, что попадалось под руку, но в эти первые годы я особенно помню разные географические книги . Не только про путешествия, но даже и довольно сухие и, казалось, мало доступные для моего возраста, например, Реклю «Земля» и затем, вышедшие в издательстве Лихачева и Сувориной — «Великие явления и очерки природы». Последней книгой я положительно зачитывался, и до сих пор помню то страшнее впечатление, какое произвело на меня описание моря (кажется из «Фрегата Паллады» Гончарова)». Семья Вернадских сформировала у Владимира Вернадского интерес к книге, а книга в свою очередь на раннем этапе явилась главным фактором, повлиявшим на Вернадского.

В 1881 г. появилась «Исповедь» Льва Толстого. Как правильно жить, что такое добро и зло, с кого брать пример? Беспокойство за свое время великого писателя было понятным Вернадскому. Спустя годы они встретятся в Москве, а потом Вернадский приедет в Ясную Поляну к писателю в трудные годы реакции. В этом же, в 1881 г. — убийство Александра II. Волнение за судьбу Желябова, Перовской, Кибальчича и других участников заговора.

Проходит несколько лет — «Дело 1 марта 1887 г», о покушении на жизнь Александра III. Схвачен Александр Ульянов, на суде он скажет, что правительственный террор и реакция вызвали в стране революционный террор, что существующий общественный строй ненормален, он подлежит изменению. Эти слова Александра Ульянова основывались на знаниях, полученных при изучении общественных и экономических наук в те же годы, что и протекало студенчество Вернадского.

В это время Вернадский уже работает в университете. «Я никогда не жил одной наукой», — позже напишет он. Его интересы, его суждения становятся источником неприятностей: царские чиновники не терпят свободомыслия .

Еще в год студенчества Вернадский делает запись в дневнике: «Я хочу, однако, увеличить хоть отчасти запас сведений, улучшить хоть немного состояние человека. А улучшение это, к сожалению моему, в мое время зависит не только от научных знаний и приложения их к борьбе с природой, а еще и к борьбе с людьми, к деятельности политической».

В его жизни были очень трудные периоды. Однако никогда он не поступался своими жизненными принципами, не прерывал научных занятий. Его невероятная сила духа и высокая организованность удачно дополняли ясный и беспрерывно работающий ум. Работавший с Вернадским геолог А. М. Фокин вспоминал: «Введение всех, с кем по любому поводу соприкасался, в свою внутреннюю лабораторию идей, создавало вокруг Вернадского необыкновенно привлекательную атмосферу, действующую на эмоциональную сторону. Сотрудни- ков его пленяло, что работа для себя и для других у него полностью отождествлялась. Давая поручение своим помощникам, он не удовлетворялся одним их исполнением, добиваясь в каждом мелком случае личного творческого вклада. Он увлекал за собой людей, зажигая их энтузиазмом новых мыслей, и этим для всех и каждого открывал перспективы личного развития. Вот в чем секрет, почему у Вернадского всегда находились сотрудники в работе во всех направлениях».

Перейти на страницу: 1 2 3

Дополнительные материалы

Оптические и магнитооптические диски
Первые оптические лазерные диски появились в 1972 году и продемонстрировали большие возможности по хранению информации. Обьемы хранимой на них информации позваляли использовать их для хранения огромных массивов данных ...

Прямой свет
Эфирная природа звездной аберрации и явления Никитина Кризис физики, возникший в начале 20-го века в связи с резким расширением необъясненной физической картины мира, поставил выбор перед наукой: либо принять тяжелый вызов истории – при ...

Проектирование технологии дуговой сварки на основе модели формирования показателей свариваемости низколегированных сталей
В настоящее время в области свариваемости низколегированных сталей (НЛС) накоплен значительный теоретический и экспериментальный материал, однако обеспечение достаточной свариваемости НЛС по-прежнему является сложной технологической задач ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru