Классификация наук (философская проблема)

Научно- технический прогресс XX века вызвал очередной всплеск в развитии учения о науке - наукознания, науковедения и, как следствие этого, очередные попытки классификации предмета этой науки.

Обширный поток литературы по проблемам структуры науки и классификации наук делает возможным обойти историю вопроса и обзор современной литературы и воспользоваться позитивным изложением мнения автора.

Наша попытка осмыслить принципы классификации наук вытекает из следующих положений.

1. Предложенные в последние годы классификации наук многовариантны, многофакторны и сложны в использовании [16, 19, 23]. Иногда эта сложность даже возводится в необходимый принцип [23]. Именно исключительная сложность задачи навела нас на мысль обратиться к испытанному в науке пути решения сложных задач - к простоте.

2. Наука, как и все сущее, как предмет исследования, подчиняется законам, открытым естественными науками. В частности, здесь представляется возможным использовать правила классификации, разработанные для систематизации объектов познания во всех науках [24]. Необходимо: А. Выделить делимое понятие и определить его содержание. Б. Установить объем понятия. В. Выделить типологические разряды классификации, установив существенные признаки, охватываемые данным разрядом классификации, т. е. определить основания деления, соблюдая правила деления объема понятия.

Выделение понятия, определение его содержания и объема.

НАУКА. В наиболее общем виде наука есть ОТРАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ В СОЗНАНИИ, ПРЕОБРАЗОВАННОЕ (ПЕРЕКОДИРОВАННОЕ) В УСТОЙЧИВЫЕ ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ И ПРИОБРЕТАЮЩЕЕ ТЕМ САМЫМ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

В таком определении логически включены многие характеристики, обычно признаваемые за наукой. Во- первых, как в античные времена, так и в новое время, за знанием признается онтологический статус [39]. Во- вторых, наука вполне естественная категория, так как является частью свойства отражения как всеобщего свойства материи. В- третьих, связь науки с сознанием - ее типологический признак, утверждающий, что наука - категория социальная, присущая только человеческому обществу (чем отличается от других явлений отражения в природе) [49].

Необходимо сказать, что статус Сознания в современной философии не ясен, несмотря на то, что еще Аристотель признавал элементы сознания единственными существенными признаками, по которым выделяется человек в биосфере [7]. На XVIII Всемирном философском конгрессе в Брайтоне (1988), посвященном проблеме человека, судя по впечатлениям советских философов, сущность человека определить не удалось и сознание как существенный признак социума вообще не фигурировало [48, 42]. Даже в сочинениях, специально посвященных сознанию, дефиниции этого феномена оставляют желать лучшего.

В статье, посвященной другому вопросу, затрагивать проблему сущности сознания вообще бессмысленно. Тем не менее, необходимо сказать, что в предложенной мною классификации Природы [26] сознание получило статус одной из восьми форм существования материи, которая формируется в потоке материи, обладает непрерывным самодвижением в пространстве и непрерывно изменяется во времени. Сознание здесь выступает как особая, равная среди других, форма существования материи. Из этого определения вытекает много следствий. 1. Сознание - явление космическое. И это представление о сознании имеет ясные аналогии в учениях великих философов - Платона, Аристотеля, Гегеля и других. "Если ум и истинное мнение - два разных рода, в таком случае идеи, недоступные нашим ощущениям и постигаемые одним лишь умом, безусловно существуют сами по себе" [43]. Представление о том, что сознание - явление космическое не исчезало из науки. Оно живо до сих пор [25]. 2. Все виды движения этой формы существования материи имеют кинетическую форму, максимально выражены и в этом смысле сознание является идеальной формой существования, в отличие от всех других форм, имеющих в своих характеристиках дискретность. 3. По мнению Платона "Природа . принимает любые оттиски, находясь в движении и меняя формы под действием того, что в нее входит, и поэтому кажется, будто она в разное время бывает разной"[43]. Обладая максимальным по качеству и количеству самодвижением, именно сознание способно "принимать любые оттиски" природы, отсюда " . в самих органах и объектах познания не поставлены границы этому познанию"[51]. Отражение Природы во всех других формах существования может быть только ограниченным.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Дополнительные материалы

Химия и космос
Химия имеет прямое отношение ко многим достижениям человека в освоении космоса. Без усилий многочисленных ученых-химиков, технологов, инженеров-химиков не были бы созданы удивительные конструкционные материалы, которые позволяют космич ...

Физическая сущность парадокса близнецов
Показано, что мнимый парадокс близнецов имеет место в СТО из-за взаимного неразличения стандартного времени (путиподобного собственного времени движущегося объекта) и координатоподобного собственного времени инерциальной системы отсчета (И ...

Разработка информационной системы интеллектуального здания на примере музея-усадьбы Н.Е. Жуковского
Работа состоит из четырех разделов. В первом рассматривается концепция и определение интеллектуального здания. Во втором проводится анализ различных систем управления и применяемых протоколов взаимодействия устройств. В третьем разделе при ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru