Формы существования материи

Такая интерпретация сознания вполне соответствует признанию его продуктом природы, который "не противоречит основной связи природы, а соответствует ей" .

Философия и биология признают, что освоение потока материи с присущей ей энергией биологическими объектами осуществляется механизмами трех степеней совершенства: раздражение, ощущение, сознание. Раздражение присуще всем живым существам ("растительная душа" по Аристотелю). У животных раздражение дает начало и ощущению. Высшая степень развития раздражимости (через ощущение) это - сознание и этой ступени совершенства освоения внешнего мира достигает только человек.

Представление об этом высоком свойстве зародилось в мифологическую эпоху: по Библии действующей силой вдохновения человека является сошедший на него Дух Святой. Основная особенность такого одухотворения - способность воспринимать, понимать весь окружающий мир, предвидеть будущее. "Святой Дух", сошедший в виде шестикрылого серафима, преображает поэта:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Поэт стал пророком, т. е. приобрел способность все понимать и предвидеть . как отзовутся дела наши в пространстве и во времени.

Как всегда - коротко и скучно - определяет это свойство наука: "в самих органах и объектах познания не поставлены границы этому познанию" , " .со своей природной стороны человек, правда, конечен и смертен, но он бесконечен в познании" .

Для выполнения миссии – все отражать, нужен субстрат, который не имеет ограничений в своем движении.

Чтобы прийти к логическому выводу о том, как происходит отражение, необходимо, хотя бы предельно схематично, остановиться на явлении чувственного воспрятия человеком внешнего мира, скажем, на примере зрения.

Пространство, освещенное равномерно, человеческий глаз воспринимает как оптически пустое. Глаз видит цвет, когда в этом пространстве появляются фотоны, отселекционированные и отраженные от какого-либо предмета, что и нарушает однородность пространства, оно структурируется по освещенности. Глаза воспринимают оптическую структуру пространства. Увиденные лучи имеют, так сказать, «отрицательное» отношение к предмету, их генерирующему. Это лучи, отторгнутые телом, отраженные от поверхности, не участвующие непосредственно в формировании его сущности, не нужные ему, т.е. в оптически структурированном пространстве глаз видит отражение предметов.

Тоже происходит и в других процессах восприятия человеком внешнего мира. Осязание – реакция на механически структурированное пространство; для процесса обоняния нужно пространство, структурированное термодинамическими системами (молекулы, атомы и т.д.); для слуха нужна структурированность пространства акустическая.

Важно еще отметить, что в процессах ощущения в первом акте взаимодействуют системы одной формы существования. Так, "через глаз испускается наш внутренний чистый огонь, который сталкивается с внешним потоком света" - заметил еще Платон , Для обоняния определенные органы выделяют определенные молекулы навстречу определенным молекулам извне. Для слуха нужна упругая перепонка уха, генерирующая фононы и т.д.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Дополнительные материалы

Оптика Гамильтона — Якоби
Когда в 1830 г. ирландец Уильям Роуан Гамильтон (1805—1865) начал заниматься оптикой, волновая теория света еще не была общепринятой. Пуассон был еще последователем корпускулярной теории. Био, самый консервативный из великих физиков XIX ве ...

Становление классической физики
Говоря о формировании классической физики, естественно, в первую очередь сказать об отце классической механики в ее современном виде Ньютоне. Ньютон Исаак (04.01.1643-31.03.1727) – английский механик, оптик, астроном и математик, член Л ...

Академия наук и исследования в арктике деятельность полярной комиссии в 1914-1936 гг.
В 2006 г. исполняется 70 лет с момента упразднения одной из структур Академии наук - Полярной комиссии [1], организованной в 1914 г. для координации исследований, проводившихся в Арктике силами различных ведомств. Ее создание было связано ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru