К.Э.Циолковский Я был страстным учителем

К

Поистине необычна судьба Константина Эдуардовича Циолковского - первого в мире теоретика освоения космического пространства и обычного школьного учителя. Можно ли сказать, что педагогическая деятельность была его профессией? И да, и нет.

Да, потому что в 1879 году Константин Циолковский в день своего рождения, 17 сентября, сдал экстерном экзамен на звание учителя математики уездного училища в Рязани и несколько месяцев спустя получил свое первое назначение в уездный город Боровск Калужской губернии. Нет, потому что учительство никогда не было главным делом его жизни. Это скорее был определенный социальный статус, заработок для содержания семьи. Главное же дело всей жизни - наука, изобретательство, техническое творчество, поиски средства для проникновения человека в космическое пространство, обоснование идеи цельнометаллического дирижабля и самолета, поиски счастья для всего человечества - разработка философии бессмертия.

Однако известно, что талантливый человек талантлив во всем. Циолковский не мог быть равнодушным "урокодателем", какими зачастую были его коллеги. Он увлекался любым делом, каким приходилось заниматься в жизни. "Я был страстным учителем и приходил из училища сильно утомленным, так как большую часть сил оставлял там. Только к вечеру я мог приняться за свои вычисления и опыты", - писал ученый в одной из автобиографий. Проработав 12 лет в Боровске, он был переведен в 1892 г. в губернский город Калугу " .как один из способнейших и усерднейших преподавателей" - говорилось в представлении директора народных училищ губернии. Мало того, Циолковский, не имевший формального права преподавать в средней школе, так как имел звание учителя начальных классов, много лет впоследствии проработал в Калужском епархиальном женском училище и в советское время в 6-й единой трудовой школе 2-й ступени, то есть в средних учебных заведениях. В Калуге ученый давал уроки математики, а позже и физики, химии, космографии. Учительская карьера была успешной. В 1893 г. в отчете дирекции народных училищ губернии говорилось: " .он - полный специалист своего предмета и глубоко предан педагогическому делу". Мало кто знает, что за добросовестный труд на педагогическом поприще ученый был награжден орденами святого Станислава 3-й степени в 1906 г. и святой Анны 3-й степени в 1911 году. В свое время биографы тщательно скрывали этот факт, утверждая, что единственная награда, полученная Циолковским, - это орден Трудового Красного Знамени к 75-летию со дня рождения в 1932 г.

В целом Константин Эдуардович проработал педагогом почти 42 года, с 1879 по 1921 год, ушел на пенсию по состоянию здоровья в 64-летнем возрасте.

"Ответы слабых расстраивали мне нервы"

Как же справлялся с этой работой человек, который плохо слышал и дома, в быту, пользовался специальным прибором собственного изобретения - слуховой трубой, которую никогда не брал с собой в училище. Вот что сам ученый писал об этом: "Несмотря на глухоту, мне нравилось учительство. Большую часть времени мы отдавали решению задач. Это лучше возбуждало мозги и самодеятельность и не так было для детей скучно". "Старался иметь добрые отношения с учениками и ученицами. В силу глухоты держался больше лекционного метода. Спрашивать же не любил, потому что трудно было слушать и, кроме того, ответы слабых расстраивали мне нервы".

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Дополнительные материалы

Проектирование технологии дуговой сварки на основе модели формирования показателей свариваемости низколегированных сталей
В настоящее время в области свариваемости низколегированных сталей (НЛС) накоплен значительный теоретический и экспериментальный материал, однако обеспечение достаточной свариваемости НЛС по-прежнему является сложной технологической задач ...

Радикальная экономия электроэнергии переменного тока
В статье сформулирована проблема и намечены пути радикального снижения электропотребления основных электроприемников переменного тока – трансформаторов и асинхронных электрических машин АЭМ). Рассматриваются методы и устройства их энергети ...

Индикаторный гиростабилизатор телекамеры
Телевизионная техника применяется в различных областях человеческой деятельности - экономике, искусстве, военном деле и многих других. Область ее применения постоянно расширяется. Это объясняет активное развитие в настоящее время телевизио ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru