К.Э.Циолковский Я был страстным учителем

"Дело я обыкновенно вел так. Объяснял урок примерно полчаса. Показывал опыты, причем часто исправлял сам приборы или отдавал их подправлять за свой счет. Затем я предлагал поднять руку тем учащимся, которые поняли мое объяснение. Обыкновенно несколько человек поднимали руку. Им я предлагал повторить мою лекцию. Их повторение мне казалось плохим, но учащиеся их понимали, и уже множество рук поднималось в знак усвоения урока. Отметки ставил щедро, и это не только не вредило, но даже способствовало работе и успеху учеников". Добрый Константин Эдуардович попробовал однажды ввести систему самооценок - спрашивал ученика, какой балл он сам бы поставил себе. Но эта практика не удалась, совесть не позволяла ребятам требовать высокую оценку, а на плохую добровольно соглашаться тоже не хотелось.

Как учить детей? Наверное, Циолковский вспоминал свое детство, свой печальный школьный опыт .

Он не имел никаких дипломов, не имел и аттестата средней школы. В десятилетнем возрасте мальчик из многодетной обедневшей дворянской семьи переболел скарлатиной и почти полностью потерял слух. Семья в эти годы жила в Вятке, и Костя вместе со старшим братом Игнатием поступил в Вятскую мужскую гимназию - классическую гимназию второй половины ХIХ века, где много внимания уделялось мертвым языкам. Учился с трудом - учителей почти не слышал, не мог общаться со сверстниками, древние языки были ему совсем неинтересны - однажды попал в карцер за то, что испортил учебник на уроке греческого языка. С трудом осилил первый и второй классы, в третьем просидел два года и был отчислен "для поступления в техническое училище". Возможно, это был только предлог, потому что больше нигде и никогда он не учился официально. Это было тяжелое время для подростка, которому пришлось заниматься самообразованием, чтобы удовлетворить свои огромные потребности в научно-технических знаниях. О школьной учебе не любил вспоминать, и об этом эпизоде его детства мы узнали не от самого ученого, а от вятских краеведов, которые обнаружили документы в архивах вятской гимназии. И все-таки Циолковский избрал профессию учителя - уже в юности понял, что у него есть способности к педагогическому делу. Свои первые деньги он заработал, еще не имея диплома учителя, давая частные уроки гимназистам - двоечникам. Семья в то время жила в Рязани, и по городу быстро распространился слух, что Константин Циолковский понятно объясняет алгебру. От уроков не было отбоя. Очень любил простые, но эффектные физические опыты. В свободную минуту устраивал целые физические представления: "У меня сверкали электрические молнии, гремели громы, звонили колокольчики, плясали бумажные куколки, проделывались молнией дыры, загорались огни, вертелись колеса, блистали иллюминации и светились вензеля. Толпа одновременно поражалась громовым ударом".

Классная дама была недовольна

В Калуге наиболее тесно педагогическая жизнь Циолковского была связана с епархиальным женским училищем, в котором он проработал 18 лет, с 1899 по 1917 год. Преподавать в училище ему нравилось, там был доброжелательный педагогический коллектив, хорошая дисциплина. Училище было закрытым учебным заведением для детей духовного сословия, в нем учились дочери сельских учителей, дьячков, дети богатых священников и дети-сироты, жившие в интернате при училище. Казалось бы, как заинтересовать уроками физики девушек 14-15 лет, столь далеких от естественных наук? Циолковскому это удавалось опять-таки с помощью ярких физических опытов. Государственный музей истории космонавтики многие годы собирал воспоминания о Циолковском, и поскольку он выучил около 500 учеников и 2000 учениц, то сохранилось множество воспоминаний девушек, помнивших Константина Эдуардовича по женскому училищу. Вот что они вспоминали: "Помню, как на опытах объяснял нам движение Земли вокруг своей оси и Солнца, смену времен года, дня и ночи. Он приносил в класс стеариновую свечу, черный деревянный шарик в реденькой сетке с ниткой. Вызывал двух учениц. Одной давал зажженную свечу - это Солнце, другой шарик - это Земля. Ученица-Земля ходила вокруг Солнца и одновременно крутила нитку, и шарик вращался вокруг себя и Солнца. Объясняя смену времен года, он на черном шарике ставил мелом точку и говорил: это Калуга. Точка стоит против свечи - Солнца - в Калуге лето. Шарик удаляется - в Калуге осень, зима, весна и снова лето. А мы, затаив дыхание, следим и слушаем".

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Дополнительные материалы

Химия и космос
Химия имеет прямое отношение ко многим достижениям человека в освоении космоса. Без усилий многочисленных ученых-химиков, технологов, инженеров-химиков не были бы созданы удивительные конструкционные материалы, которые позволяют космич ...

Групповой полет летательных аппаратов – алгоритм обработки информации относительного движения
В настоящее время наблюдается значительное повышение интереса к беспилотным летательным аппаратам (БЛА). Это происходит на фоне успешного применения БЛА в ряде военных конфликтов: в Афганистане, Югославии, где применялись американские БЛА ...

Разработка газоразрядного экрана
К настоящему времени микроэлектроника сформировалась как генеральное схемотехническое и конструктивно-технологическое направление в создании средств вычислительной техники, радиотехники и автоматики. Основополагающая идея микроэлектроник ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru