Включенность в исследовательскую работу: исследования на современном научном оборудовании

Участие в реальных научных проектах – обязательный компонент обучения в специализированных школах и факультетах. В разных организациях существует свой подход к тому, сколько времени надо тратить на научные занятия, а также как лучше сочетать участие в программах и грантах, выполняемых сотрудниками «курирующих» институтов, с решением исследовательских задач, которые помогают углубить и закрепить полученные в процессе обучения знания. Очевидно, что для школьников тактика будет несколько иной, чем для студентов специальных факультетов вузов. Ведь выбор и постановка научной задачи для школьника – такой, чтобы был ему по силам и в то же время представлял собой реальную и нескучную, а не искусственно-учебную задачу – дело очень непростое. Например, в Новосибирской физико-математической школе ученики проводят компьютерные расчеты некоторых простых, но важных физических задач для международных научных проектов, а в Московском химическом лицее школьники участвуют в проведении опытов, являющихся элементами более крупных научных задач.

Важный аспект образования – сочетание теории и эксперимента. А для того, чтобы подготовить исследователя-экспериментатора, необходимо научное оборудование, – причем не учебные стенды, а настоящие, действующие научные установки.

В указанных школах обычно отводится один день в неделю на научную практику в лабораториях институтов. Иногда предписывается, что это время должно занимать «не менее 30% учебного процесса». Студенты и школьники, отвечая на вопрос о том, каково соотношение времени, затрачиваемого на учебу и научную работу, отвели приоритетное место научной деятельности. Так, во ВШОПФ соотношение «обучение – наука» составляет в среднем 35:65, а в Московском химическом лицее – 15:85. Несмотря на то, что в саратовском «Колледже» соотношение научной и учебной деятельности паритетное, тем не менее объем осуществляемых в «Колледже» исследований равен объему исследований и разработок, проводимых одним из университетских научно-исследовательских институтов.

Ситуация в Московском химическом лицее с точки зрения возможностей занятия наукой вообще является уникальной. Лицей оснащен таким оборудованием, части которого нет даже в профильных академических институтах. А химия основана преимущественно на экспериментальной работе, поэтому качественная подготовка химиков возможна только при наличии современного оборудования. Подготовкой теоретиков, как это бывает в специализированных физико-математических школах, здесь обойтись нельзя. Вернее, можно, но это уже не будут элитные кадры для сохранения и продолжения научных школ по химии.

Интересно, что несколько участвовавших в опросе школьников считают, что 100% их времени – это занятия наукой. Таким образом, некоторыми учащимися обучение воспринимается тоже как занятие наукой. Иными словами, обучение происходит в процессе научной деятельности.

Дополнительные материалы

Стрела времени как совокупность принципиально различных представлений о времени в динамике процессов и в эволюции событий
Проблема времени вызывала интерес с глубокой древности. Во всяком случае с античных времён по сегодняшний день исследователи практически всех направлений уделяли понятию времени самое пристальное внимание. Пригожин И. в [Л-16] пишет: “М ...

Оптика Гамильтона — Якоби
Когда в 1830 г. ирландец Уильям Роуан Гамильтон (1805—1865) начал заниматься оптикой, волновая теория света еще не была общепринятой. Пуассон был еще последователем корпускулярной теории. Био, самый консервативный из великих физиков XIX ве ...

Связь Российской Федерации
Связь Российской Федерации (СРФ) на качественно новом этапе исторического развития определяется новым геополитическим положением России,происходящими в стране зкономическими преобразованиями. Изменение статуса ЕАСС и образование на ее осно ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru