Куда идут и где сейчас выпускники элитных школ?

Школы и вузы, как правило, не проводят мониторинга последующей карьеры своих выпускников. Обычно цель работы формулируется как обеспечение высокого (элитного) уровня образования, подготовка студентов к научной деятельности, в некоторых случаях – опека со стороны школы (лицея) до момента защиты кандидатской диссертации. Так, например, в Московском химическом лицее работа считается успешно выполненной, если выпускник в дальнейшем борется за подготовку и написание кандидатской диссертации и защищает ее в России. Для этого создаются определенные условия, в частности, к моменту поступления в аспирантуру бывшие «элитные» выпускники, как правило, имеют уже наполовину написанную диссертацию. Что происходит после этого – не всегда известно, нередко сведения являются случайными, существуя в виде отдельных историй. В целом руководство школ для одаренной молодежи понимает, что их ученики затем попадают в реальный, далеко не всегда доброжелательный мир, где к ним уже нет никакого «единичного», штучного подхода. Поэтому адаптация к действительности с точки зрения не профессиональных навыков, а реальных условий работы – как социально-психологических, так и материальных – для «особенных» студентов часто оказывается более сложной, чем для рядовых выпускников вузов. Это может быть одной из причин того, что элитные выпускники эмигрируют в среднем чаще, чем обычные. И таким образом работа школ еще раз подтверждает, что наука не может существовать в отрыве от окружающей ее среды. Поэтому подготовка элиты происходит в значительной степени не для науки или не для отечественной науки. Так, все большая часть выпускников Физтеха выбирает работу не по специальности, а 10% (официальные данные) уезжают за рубеж. По самым последним сведениям, по специальности устраивается около 30% выпускников МФТИ [7, c. 10]. В Высшем физическом колледже МИФИ также 40–50% уезжают на работу в ведущие зарубежные научные центры, а остальные сначала поступают в аспирантуру, а затем, через два–три года, начинается их постепенный отток из науки, как правило, в коммерческие фирмы. Выпускники ВШОПФ распределяются следующим образом: примерно половина их поступает в аспирантуру РАН, устраиваясь на работу в те лаборатории, с которыми они сотрудничали еще будучи студентами. Около четверти уезжают за рубеж. И еще четверть идет на работу в престижные фирмы, банки – как в Нижнем Новгороде, так и других городах. Практически аналогичная ситуация складывается и среди выпускников Саратовского УНЦ «Колледж»: половина из них поступает в аспирантуру, а остальные уезжают за рубеж или уходят в коммерческую сферу. Правда, в отличие от нижегородцев, в Саратове доля уходящих в коммерцию несколько выше. Жалуются на значительный отсев и преподаватели Петербургской физико-технической школы: существенная часть ее бывших выпускников, закончив вузы и даже аспирантуру, уходит затем в область коммерции [4]. Одновременно во всех центрах отмечалось, что практически все выпускники устраиваются успешно, будь то наука или коммерция, потому что главное, чему их смогли научить, – это умение думать, решать нестандартные задачи, и все это – на фоне фундаментального образования и владения, как правило, несколькими языками.

В настоящее время возможность получить такое образование, с которым легче найти работу за рубежом нередко, является одним из основных стимулов для поступления в элитные школы и на специальные факультеты. Так, например, ВШОПФ в объявление о своей деятельности включает информацию о том, в каких странах впоследствии можно продолжить образование и найти работу.

Интересно также то, что когда у элитного учебного заведения главным учредителем, организатором и идеологом выступает вуз, то выпускники значительно больше тяготеют к последующей карьере в вузе, а не в академическом НИИ. При этом молодые специалисты в качестве главных причин своего предпочтения называют большую личную свободу, предоставляемую вузами, а также более широкие и разнообразные возможности заработков в условиях, когда можно сочетать научную и преподавательскую деятельность.

Дополнительные материалы

Техника и будущее. О новой методологии прогноза развития техники
Зададимся вопросом: можно ли прогнозировать развитие техники? Если да, то какими способами? Мы полагаем, что ответ на первый вопрос должен быть положительным. Однако требуется сделать несколько существенных оговорок ... Кто мешает теб ...

В. И. Вернадский — ученый и организатор науки
Если бросить взгляд на историю человеческой мысли, мы увидим, как мучительно трудно давался людям отход от традиционного образа мышления. Стремление придерживаться испытанных временем и предписанных авторитетами взглядов, привычка следоват ...

Трех- и четырехволновое рассеяние света на поляритонах в кристаллах ниобата лития с примесями
Задачей данной работы является исследование рассеяния света на равновесных и возбуждаемых поляритонных состояниях в кристаллах. К таким типам рассеяния относятся спонтанное параметрическое рассеяние (СПР) и некоторые разновидности че ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru