Наука и образование в обществе интеллектуальной культуры

Культура - уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Каждая общественная формация характеризуется определенным типом культуры. Обществу 21 в. будет свойственна интеллектуальная культура, которая будет характеризоваться интеграцией различных наук, всеобщей информатизацией и гуманитарным контролем. Культура - это то, что создается заново каждый день. Цель культуры - сознательное применение уже усвоенных истин. Корни культуры питает наука, целью которой является поиск истины.

В 20 в. наука вытеснила миф и стала главным средством объяснения мира. Наука превратилась в непосредственную производительную силу. Человек создал по сути параллельный мир ("вторую природу"). 90 % всех предметов, созданных человеком, придуманы в 20 в.

Принципы сочетания исследования, обучения и культуры разработаны в древние века в таких учебных заведениях как Академия Платона, Ликей Аристотеля, Музей Птолемея, Пифагорейский союз.

Современная модель образования была создана в 60-х гг., когда произошло слияние либеральной (схема: деятельность-сознание-личность) и утилитарной (знания-умения-навыки) концепций образования в единую интегрирующую теорию и разработаны критерии образования: 1) передача знаний определенной ценности; 2) осмысление и осознание метода обучения и восприятия нового знания (в отличии от внушения); 3) понимание связи своих действий со всем остальным, понимание их места в целостной модели жизни.

Необходимо отметить, что формирование современной модели образования совпало со вступлением общества в фазу массового потребления, когда высокие темпы развития экономики стали опережать ответные действия людей по разумному природопользованию, организации гармоничного взаимодействия природы и человека. В обществе заговорили об экологическом кризисе.

Опровергая миф о неизбежном и позитивном характере прогресса, ученые утверждают, что вопрос о будущем человечества является открытым, а история цивилизации зависит от самого человека [1-7].

Современный этап развития цивилизации характеризуется тем, что на смену обществу массового потребления пришло информационное общество, которое имеет следующие черты:

- возрастает динамизм жизни: происходит, как говорят, "сжатие времени и пространства" - уменьшение "дистанции" между появлением новой информации и освоением ее человеком;

- системы преобразования информации становятся важнейшим структурообразующим фактором жизни общества, охватывая экономику, искусство, науку, управление, международные отношения, образование, культуру;

- снижается потребность (на единицу продукции) в сырье и энергии за счет увеличения скорости и объемов информационных потоков;

- первичный фактор производства - знания, а не капитал;

- ключевые технологии - организационные, деятельностные, информационные, а не машинные;

- человек активно преобразует информацию (творит), а не пассивно воспринимает;

- эффективный труд за счет использования безлюдных технологий освобождает время для повышения культуры, самообразования, досуга;

- система образования занимает более важное место в жизни общества, чем политика; высшим образованием охватывается большая часть общества; в системы образования и здравоохранения вкладываются все большие финансовые средства;

- изменяется определение категории "знание" - происходит переход от обладания знаниями к управлению знаниями;

- ключевой результат образования - методы мышления и способы деятельности, а не знания;

- власть интеллекта пронизывает другие ветви власти (законодательную, исполнительную, судебную, информационную).

Новые информационные технологии изменили существующий образ жизни и привели к перестройке всей социальной структуры общества, которая сопровождается острыми конфликтами.

В настоящее время в США к информационной сфере имеют отношение почти 50 % всех работающих, а в начале 20 в. в ней было занято всего 5 %. Ожидается, что через 50 лет в промышленности будет занято около 5 % рабочей силы вместо 25 % [8]. В Японии план создания к 2000 г. "информационного" общества объявлен "национальной целью". Одним из средств достижения этой цели является разработка искусственного интеллекта - основы информационных технологий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Дополнительные материалы

Разумный замысел во Вселенной
Если мы откроем Большую Советскую энциклопедию за 1970 год, то найдем в ней статьи "Астробиология" и "Астроботаника". В этих статьях рассматривается вопрос о возможности существования жизни за пределами Земли. В статье ...

Мостовой RC-генератор
Эти генераторы отличаются от релаксационных тем, что в их состав входят электрические цепи или компоненты, обладающие резонансными свойствами. Благодаря им условие возникновения автоколебаний (ку³1, jпот=0.2p) выполняется только в узко ...

О возможностях физической нереализуемости космологической и гравитационной сингулярностей в общей теории относительности
Обоснована возможность нереализуемости космологической сингулярности Большого Взрыва Вселенной непосредственно в ортодоксальной ОТО. Показано отсутствие ограничения массы астрономического тела, самосжимающегося в СО Вейля, если тело являет ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru