Наука и образование в обществе интеллектуальной культуры

В настоящее время развитыми являются общества, в которых человек активно познает и преобразует действительность. Основным видом познания является научное исследование (экспериментальное и теоретическое). Познание - это взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является информация.

Проблемы человека и его взаимодействия с окружающей средой занимают главное место в системе научного образования. Критерием оптимального взаимодействия человека и окружающей среды является адекватное отражение действительности. Главная цель образования - формирование у человека адекватного мировоззрения [13].

Основная задача - утвердить в обществе приоритет экологических проблем. Общество должно быть ориентировано на создание условий для здоровой и гармоничной жизни. Обществу необходимы люди, грамотные в области науки, технологии, экологии и общественных явлений одновременно. Представляется, что подобная квалификация позволит им принимать разумные и нравственные решения в технологически развитом обществе и обеспечить устойчивое развитие цивилизации [14].

Вся работа ученых должна быть направлена на главное - на восстановление индивидуального мышления человека, находящегося под прессом средств массовой информации и коммуникации.

Для достижения этой цели предлагается строить работу творческих коллективов студентов и преподавателей, опираясь на следующие принципы [15]:

- демократизм - возможность для всех желающих развить свои творческие способности;

- гуманизм - способность рассматривать всё через интересы человека;

- элитарность - возможность отбора людей по интеллектуально-нравственным критериям, а не классово-сословным;

- фундаментальность - способность находить, понимать, осваивать, производить и распространять в течение всей жизни новые блоки информации, адекватно отражающие действительность;

- многоуровневость - способность к постоянному самосовершенствованию, когда человек восходит к вершинам творчества шаг за шагом, задерживаясь или останавливаясь на уровне, соответствующем его возможностям;

- индивидуализация и взаимное обучение - условие развития наиболее сильных сторон таланта в процессе работы творческого коллектива;

- изучение проблем и ценностей - условие интеграции гуманитарной, социальной, естественно-научной и технической подготовки специалиста;

- взаимодействие с позиций различных наук и культур - условие для прогнозирования событий и принятия разумных и нравственных решений;

- сочетание либерального и утилитарного подходов к образованию - необходимое условие саморазвития системы научного творчества студентов и учащейся молодежи;

- множественность критериев и решений задач - необходимые условия для формирования мировоззрения, адекватно отражающего действительность;

- проектирование и управление - условия опережающего развития качества человека и технологий;

- превращение новых технологий в дружественные для человека и окружающей среды системы.

Ведущим принципом и главной проблемой развития современной цивилизации становится опережающее развитие качества человека. Человеку сейчас, быть может, как никогда в прошлом, необходимо целостное мировоззрение, опирающееся на современную науку.

Если мы хотим, чтобы Россия прорвалась в группу технологически развитых стран, необходимо в системе образования создать условия для воспитания в человеке способности производить, распространять и применять нововведения (инновации). Развитие инновационной способности нации - фундаментальный путь реформирования системы образования.

Философией образования становится учеба через исследования и проектирование.

Существующая система образования нуждается в реформировании с целью перехода на обучение методам мышления и способам разумной деятельности.

В методическом плане переход к новой системе образования требует создания программ формирования культуры мышления и видов деятельности. В организационном плане - проведения системы мероприятий, направленных на создание условий, при которых студенты могли бы заниматься исследованием реальных проблем мира. Наиболее естественно этот переход может быть осуществлен за счет включения студентов в самостоятельную научно-производственную деятельность. Только при самостоятельной работе человека получают развитие его творческие способности [16].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Дополнительные материалы

Кодер - декодер речевого сигнала
Эффекты возникновения амплитудно-зависимых фазовых сдвигов в различных, работающих в нелинейных режимах, узлах приемно - усилительных трактов называется “Амплитудно - фазовая конверсия” (АФК). АФК - от английского слова “conversion” - п ...

Научное мышление и психологические установки
С чем связано широкое распространение в современном мире эволюционного мировоззрения? Многие скажут – "с тем, что это мировоззрение научно". Однако непредвзятое расследование показывает, что чем более развивается научный метод ...

Тепловой расчет автомобильного двигателя
На наземном транспорте наибольшее распространение получили двигатели внутреннего сгорания. Эти двигатели отличаются компактностью, высокой экономичностью, долговечностью и применяются во всех отраслях народного хозяйства. В настояще ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru