Наука и образование в эпоху цивилизационных перемен

Сегодня во многом теряет смысл ее жесткое противопоставление многим идеям традиционных культур. Новые точки роста создают иную, чем ранее, основу для диалога западной культуры с другими культурами. У человечества есть шанс найти выход из глобальных кризисов, но для этого придется пройти через эпоху духовной реформации и выработки новой системы ценностей.

Это, конечно, наиболее благоприятный, хотя, возможно, и наиболее трудный для реализации сценарий цивилизационного развития. Существуют и другие сценарии. Менее благоприятные и просто катастрофические. Вполне вероятно (и вероятность эта велика), что в ближайшее время процессы глобализации будут протекать не как равноправный диалог культур, а как активное одностороннее воздействие современных западных ценностей и идеалов потребительского общества на другие культуры.

Стремление стран-лидеров западного мира сохранить свое доминирующее положение в пространстве мирового рынка может стимулировать консервацию существующего положения дел и активную защиту ценностей западной (техногенной) цивилизации, ориентирующих на отношение к природе в основном как к системе ресурсов для деятельности.

В этих условиях тенденции формирования новых мировоззренческих ориентаций могут блокироваться противодействием экономических и политических, властных структур. Распространение же в планетарных масштабах идеологии потребительского общества и массовой культуры будет способствовать нарастанию экологического, антропологического и других глобальных кризисов.

При выработке новых стратегий образования научные знания об исторически развивающихся, человекоразмерных системах обретают особую значимость.

Здесь происходит соединение традиции - основывать образование на преподавании фундаментальных наук - с расширением поля мировоззренческих аппликаций науки. В свою очередь это создает предпосылки для выработки новых ценностей и переходу к новому типу цивилизационного развития.

В исследовании исторически развивающихся, человекоразмерных систем возникает интенсивный обмен методами между естественными и гуманитарными науками. Справедливое для науки 19 первой половины 20 века различие наук о природе и наук о духе, приведенное еще В.Дильтеем, при исследовании таких систем во многом утрачивает прежний смысл. Все это открывает новые возможности синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания. Должен отметить, что пока эти обстоятельства почти не учитываются в наших учебных программах.

В свое время известный философ современности Юрген Хабермас высказал такое соображение, что если человек 19 и 20 века был человеком конфронтирующим, отстаивающим свои интересы с оружием в руках против другого человека, то человек 21 века должен стать человеком договаривающимся. И это не конформизм, это умение найти правильную позицию в диалоге культур. Система современного воспитания и обучения должна соответствовать всем этим тенденциям будущего цивилизационного развития.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 

Дополнительные материалы

Групповой полет летательных аппаратов – алгоритм обработки информации относительного движения
В настоящее время наблюдается значительное повышение интереса к беспилотным летательным аппаратам (БЛА). Это происходит на фоне успешного применения БЛА в ряде военных конфликтов: в Афганистане, Югославии, где применялись американские БЛА ...

Академия наук и исследования в арктике деятельность полярной комиссии в 1914-1936 гг.
В 2006 г. исполняется 70 лет с момента упразднения одной из структур Академии наук - Полярной комиссии [1], организованной в 1914 г. для координации исследований, проводившихся в Арктике силами различных ведомств. Ее создание было связано ...

Графический десятиполосный эквалайзер
Технические требования. № п/п Параметр или характеристика Ед. Норма Источник 1 Номинальный диапазон частот при спаде АЧХ на краях диапазона 3 дБ ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru