Стадии развития научных представлений

Научные представления об окружающем мире и его явлениях (модели) проходят определенные стадии. Стадии обычно следуют одна за другой в определенном порядке. Каждая стадия имеет свои структуру и свойства (см. фиг. 1).

Этап

Основные занятия исследователей

Основные проблемы

Отдельные, несвязанные между собой явления

изучение свойств явлений; независимо от этого построение моделей по аналогии с известными

невозможно предсказывать появление новых явлений и их свойства; нет единого мнения о похожести изучаемых явлений

Модели-аналогии

''Пустые'' модели

Магические модели

Внешние аналогии

поиски аналогий, антианалогий, некоего универсального ''естественного'' параметра

трактовки путаются между собой; нет надежной воспроизводимости результатов

Классификации

Внешние классификации

Морфологические классификации

Классификации по развивающемуся параметру

поиск ''правильного'' параметра классификации; поиск ''правильной'' структуры классификации; попытки создания много-параметрических классификаций

для повышения точности классификации приходится делать все более разветвленными, при этом теряется ориентировка; все больше изучаемых явлений одновременно попадают в несколько разделов классификации

Периодизации

поиск ''правильных'' параметров периодизации; поиск ''правильных'' названий периодов; дробление периодов; изучение структур внутри периодов; попытки динамизации этих структур

периоды дробятся до потери смысла; путаются параметры периодизации

Однофакторные эволюционные модели

Распространение модели на подсистемы

Перенос фактора на надсистему и близкие системы

Аксиоматизация фактора

поиск ''правильного'' универсального фактора; дробление фактора; попытки объединять модели с разными факторами; построение антимоделей; экспансия модели; заполнение нижних рангов модели; прикладные исследования

растет количество отклонений от предсказаний модели; нарастает число поправок

Многофакторные эволюционные модели

критика однофакторных моделей; дробление на однофакторные школы; прикладные исследования

 

Эволюция эволюций

   

Дополнительные материалы

Напряженность поля радиотелецентров
Для решения вопросов проектирования и эксплуатации радиотелепередающих цетров и других радиотехнических систем необходимо рассчитывать напряженности поля радиоволн УКВ диапазона. На основе этизх расчетов устанавливаются санитарно-защитные ...

Аппаратное обеспечение.
Структурная схема устройства показана на рис.2. Прибор выполнен на базе восьмибитового микропроцессора Z-80. Измерительная процедура всегда начинается с измерения периода. С генератора импульсов на таймер непрерывно поступают счетные импульсы. С п ...

Об истории изобретения и распространения бумаги
«Бумага — продукт перетирания лохмотьев и тряпок, коль скоро сделана и отдана под печатный станок, превратившись в книгу или газету, приобретает беспримерное могущество, становится всемирным владыкой. Она изменяет наши идеи и нашу рел ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru