Стадии развития научных представлений

Научные представления об окружающем мире и его явлениях (модели) проходят определенные стадии. Стадии обычно следуют одна за другой в определенном порядке. Каждая стадия имеет свои структуру и свойства (см. фиг. 1).

Этап

Основные занятия исследователей

Основные проблемы

Отдельные, несвязанные между собой явления

изучение свойств явлений; независимо от этого построение моделей по аналогии с известными

невозможно предсказывать появление новых явлений и их свойства; нет единого мнения о похожести изучаемых явлений

Модели-аналогии

''Пустые'' модели

Магические модели

Внешние аналогии

поиски аналогий, антианалогий, некоего универсального ''естественного'' параметра

трактовки путаются между собой; нет надежной воспроизводимости результатов

Классификации

Внешние классификации

Морфологические классификации

Классификации по развивающемуся параметру

поиск ''правильного'' параметра классификации; поиск ''правильной'' структуры классификации; попытки создания много-параметрических классификаций

для повышения точности классификации приходится делать все более разветвленными, при этом теряется ориентировка; все больше изучаемых явлений одновременно попадают в несколько разделов классификации

Периодизации

поиск ''правильных'' параметров периодизации; поиск ''правильных'' названий периодов; дробление периодов; изучение структур внутри периодов; попытки динамизации этих структур

периоды дробятся до потери смысла; путаются параметры периодизации

Однофакторные эволюционные модели

Распространение модели на подсистемы

Перенос фактора на надсистему и близкие системы

Аксиоматизация фактора

поиск ''правильного'' универсального фактора; дробление фактора; попытки объединять модели с разными факторами; построение антимоделей; экспансия модели; заполнение нижних рангов модели; прикладные исследования

растет количество отклонений от предсказаний модели; нарастает число поправок

Многофакторные эволюционные модели

критика однофакторных моделей; дробление на однофакторные школы; прикладные исследования

 

Эволюция эволюций

   

Дополнительные материалы

Научные традиции
Наука обычно представляется как сфера почти непрерывного творчества, постоянного стремления к новому. Однако в современной методологии науки четко осознано, что научная деятельность может быть традиционной. Основателем учения о научны ...

Биологические ритмы здоровья
Все живые существа на Земле - от растений до высших млекопитающих - подчиняются суточным ритмам. У человека в зависимости от времени суток циклически меняются физиологическое состояние, интеллектуальные возможности и даже настроение. Учены ...

В. И. Вернадский — ученый и организатор науки
Если бросить взгляд на историю человеческой мысли, мы увидим, как мучительно трудно давался людям отход от традиционного образа мышления. Стремление придерживаться испытанных временем и предписанных авторитетами взглядов, привычка следоват ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru