Модели-аналогии:

Следующим этапом исследований должен стать поиск более глубоких (однофакторных и многофакторных закономерностей развития научных представлений.

Однако уже сейчас можно сделать несколько выводов.

Мы живем не в мире реальных явлений, а в мире наших моделей этих явлений.

Число моделей даже одного и того же явления может быть бесконечно большим.

Для ориентации в быстроменяющихся ситуациях необходимо от понятия ''правильная модель'' переходить к понятию ''полимодельности'' — к одновременному оперированию множеством разных моделей, мгновенному построению нужной одноразовой модели.

Явления, которые мы должны моделировать, изменяются с возрастающей скоростью. Построение научных моделей не должно следовать за этими изменениями. Оно должно быть превентивным, опережающим.

Существуют формальные процедуры, которые позволяют преобразовывать модели, не дожидаясь появления фактического материала.

На последнем пункте мне хотелось бы остановиться особо. Самым частым вопросом, который доводилось слышать по этому поводу, был следующий: можно ли вообще строить новую модель, не имея фактов, противоречащих прежней? Не будет ли сие занятие пустым умствованием?

Однако именно факты показывают, что мир наших моделей настолько широк, что под корректно построенную модель всегда найдутся факты. Как образно заметил А.Л.Камин, какой бы костюм мы не пошили, всегда найдется человек, которому он впору.

Давайте на практике проверим это утверждение. Я сформулирую процедуру, а вы попробуете ею воспользоваться в предложенных мною ситуациях. И посмотрим, будут ли ваши модели умствованием, или они будут иметь научную ценность.

Суть процедуры: разделить исследуемый объект на две части (две группы объектов) по внешним проявлениям, свойствам, взаимодействию с надсистемой.

Пример 15: (Английский врач Вильям Гильберт 18 лет изучал магниты и написал книгу ''О магните, магнитных телах и о большом магните — Земле. Новая физиология, доказанная множеством аргументов и опытов'' — 1600 г.) <…>

Очень важным в учении Гильберта представляется то, что он, по-видимому, первым отличил электрические явления от магнитных, вскрыв их различную природу. Гильберту удалось разделить магнитные и электрические явления, которые с тех пор стали исследовать раздельно. (1. 28-29)

Пример 16: .К.Г.Юнг (1875-1961) был сотрудником Фрейда. Он пытался объяснить теоретические расхождения между Фрейдом и Адлером различными типами личности этих двух ученых. Юнг различал два типа личности:

экстраверт, то есть человек, обращенный вовне и старающийся приспособиться к окружающему миру, предметы которого притягивают его интересы.

интроверт, то есть обращенный вовнутрь, созерцательный, сдержанный, сомневающийся и поглощенный собой больше, чем внешним миром.

Юнг считал, что методы Фрейда больше подходят для лечения неврозов экстравертированного пациента, а методы Адлера — интровертированного. (5. 27)

Пример 17: Основная заслуга Тимирязева — в экспериментальной и теоретической разработке проблемы фотосинтеза. Он показал, что интенсивность процесса пропорциональна поглощенной энергии при относительно слабом свете, а при сильном освещении достигает определенной величины и уже более не растет, т.е. открыл явление светового насыщения фотосинтеза; экспериментально обнаружил, что имеются два максимума поглощения света растением, которые лежат в области красных и синих лучей спектра, доказал приложимость закона сохранения энергии к процессу фотосинтеза.

Задача 1: Известно, что клетки раковых опухолей содержат в себе всю необходимую информацию для ''заражения'' здоровых клеток. Если в здоровый организм ввести раковые клетки, то в этом месте начнется развитие раковой опухоли.

Предложите следующую гипотезу о развитии раковых опухолей заражением здорового организма раковыми клетками. (7. 77-80)

(Внимание академика Н.М.Эмануэля привлек тот факт, что ''в биологии вообще существует много примеров критических явлений. Так, прививаемые опухоли развиваются лишь тогда, когда количество опухолевых клеток, вводимых животному, достигает определенного критического значения. При меньшем числе клеток опухоли не развиваются'')

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Дополнительные материалы

Оптические и магнитооптические диски
Первые оптические лазерные диски появились в 1972 году и продемонстрировали большие возможности по хранению информации. Обьемы хранимой на них информации позваляли использовать их для хранения огромных массивов данных ...

Кодер - декодер речевого сигнала
Эффекты возникновения амплитудно-зависимых фазовых сдвигов в различных, работающих в нелинейных режимах, узлах приемно - усилительных трактов называется “Амплитудно - фазовая конверсия” (АФК). АФК - от английского слова “conversion” - п ...

Стрела времени как совокупность принципиально различных представлений о времени в динамике процессов и в эволюции событий
Проблема времени вызывала интерес с глубокой древности. Во всяком случае с античных времён по сегодняшний день исследователи практически всех направлений уделяли понятию времени самое пристальное внимание. Пригожин И. в [Л-16] пишет: “М ...

Разделы

Электромагнитный импульс как оружие

История вопроса и современное состояние знаний в области эми.

Лабораторные стенды в учебном процессе

Обзор и сравнительный анализ существующих стендов.

Аспекты технического знания

Технический объект и предмет технических наук.

Сварка металлов плавлением

Классификация электрической дуговой сварки.

Распределение примесей в кремнии

Описание процесса зонной плавки и ее математическая модель.



Наука сегодня и вчера - www.anytechnic.ru